Московские парки

Путеводитель по лесопаркам и заповедникам столицы

Остафьево

Музей. Часть 11

Памятник П.А. Вяземскому. 1855 г. Установлен в 1913 г. Скульптор Т. Ольденбургская. Архитектор Н.З. Панов

Стремление Шереметевых сохранить Остафьево для потомков привело к мысли объявить его заповедным. В 1903 году правительством был издан указ, согласно которому Остафьево и соседнее с ним Никульское, тоже принадлежащее С.Д.Шереметеву, обращались в заповедные «в целом составе, со всеми в оных строениями... лесами, водами и прочими угодьями без всяких исключений».

В июле 1911 года в остафьевском парке по проекту академика архитектуры Н.З. Панова Шереметевы установили памятник Н.М. Карамзину. На пьедестале из красного гранита, украшенном бронзовым барельефом историка, лежат отлитые из бронзы несколько томов «Истории государства Российского». Торжественное открытие было приурочено к столетней годовщине написания Карамзиным «Записки о Древней и Новой России» -ярчайшего публицистического документа 1810-х годов.

На открытии памятника присутствовали многочисленные гости из Москвы, Петербурга, Киева и других городов России. К этому празднику правнук Петра Андреевича Вяземского Павел Сергеевич Шереметев издал книгу «Карамзин в Остафьеве». Присутствовавший на открытии памятника известный историк Б.Д. Греков писал впоследствии: «... Остафьево должно стать и непременно станет (это вопрос времени и нашего культурного роста) не менее известным и популярным, чем другие места земли русской, освященные великими именами ...»

Московская пресса откликнулась на это событие. «Окрестности Москвы обогатились новым памятником». «На днях в старой... усадьбе князей Вяземских в с. Остафьеве... происходило торжество освящения памятника автору Истории Государства Российского Николаю Михайловичу Карамзину...»

Спустя два года Шереметевы установили в парке еще три памятника: А.С. Пушкину, П.А. Вяземскому и В.А.Жуковскому. Для памятника Пушкину выбрали место на небольшой поляне в конце старой липовой аллеи, которую поэт назвал «Русский Парнас». Бронзовая фигура в рост (в уменьшенном размере) была отлита А. Мораном в Петербурге по гипсовой модели А. М. Опекушина, хранившейся у поэта А.А. Голенищева-Кутузова, который выбрал и помещенные на пьедестале строки пушкинских стихов. Пьедестал был выполнен по проекту Н.З. Панова. В его лицевую сторону вмонтирован барельеф, изображающий поэта в овальном зале остафьевского дома, с надписью: «Он между нами жил».

Н.З. Панов выполнил и памятник-обелиск В.А.Жуковскому, украшенный бронзовым медальоном поэта и рельефом лебедя, служащим как бы иллюстрацией к стихотворению Жуковского «Царскосельский лебедь», отрывок из которого помещен здесь же, а также пьедестал памятника П.А. Вяземскому. Бюст Петра Андреевича отлит с гипсового оригинала, созданного Терезией Ольденбургской в 1855 году.

На открытии памятников среди многих гостей присутствовал внук А.С. Пушкина.

В 1916 году перед главным фасадом остафьевского дома Шереметевы установили памятник Павлу Петровичу Вяземскому, выполненный скульптором К. Мейером (памятник открыли лишь 11 мая 1924 года дочь Павла Петровича Екатерина Павловна Шереметева и внуки. Позже он был перенесен в парк).

После Великой Октябрьской социалистической революции музей в Остафьеве был сохранен и существовал до 1930 года.

30 января 1918 года на заседании Комиссии по охране памятников, которое возглавил А. В. Луначарский, по инициативе правнука П.А. Вяземского Павла Сергеевича Шереметева (1871-1943 – историк, член Общества любителей древней письменности, член Исторического общества при Московском университете, член-корреспондент Общества истории и древностей российских, член Санкт-Петербургской архивной комиссии, художник, ученик А.А. Киселева и О.А. Крыжицкого, товарищ председателя Всероссийского съезда художников, эксперт Комиссии по устройству музея этнографии и быта, архивист Единого государственного архивного фонда, автор трудов по истории русских усадеб. С 1921 года – член Всероссийского Союза писателей, с 1923-го – действительный член Общества изучения русской усадьбы, с 1927-го – член Пушкинской комиссии. К нему обращены строки завещательного письма его отца С.Д. Шереметева, написанные в 1907 году: «К тебе обращаюсь, зная твою любовь и твои чувства к родному прошлому. Вместе с братьями будь и после нас сберегателем и хранителем наших семейных письменных свидетельств былой жизни минувших поколений ... Сохрани эти чувства вместе с привязанностью ... к дорогой Родине и передай последующему поколению семьи предания нашего старого рода, честно послужившего своему Отечеству...») рассматривался вопрос о выдаче охранных грамот ряду усадеб, в том числе и Остафьеву. На заседании присутствовали А.Н. Бенуа, А.А. Половцев, П.П. Вейнер, Г. К. Лукомский, П.И. Нерадовский, Н.Г. Пиотровский и другие. В марте 1918 года охранная грамота на Остафьево была вручена П.С. Шереметеву, в июне он был назначен хранителем древностей усадьбы, а позже заведующим Музеем-усадьбой Остафьево. Но уже 17 мая 1918 года, за год до официального открытия музеев в Останкине, Кускове и Архангельском, в Остафьеве побывали первые экскурсанты. В записной книжке П.С. Шереметева читаем: «Из Подольска пришли пешком 35 девочек женской гимназии с пятью учительницами. Показывал дом. Прочел в зале вслух «Тройку», «На церковное строение», «Тропинку». Интересовались шитьем, вещами. Одна нарисовала фасад дома».

За десять лет работы в музее (с 1918 по июль 1928 года) П.С. Шереметев сделал новую экспозицию живописи, объединившую отдельные школы, провел большую работу по созданию каталога картин, составлял описи фарфора, оружия, осветительных приборов, гемм, медалей, книг, подготовил к изданию путеводитель по музею.

Интерес советских людей к нему был огромен. В архивах сохранились десятки заявок от различных организаций и учреждений, заводов и фабрик, колхозов и школ на посещение музея. В день здесь бывало до 700 человек и более. «Большая посещаемость и интерес к этому музею широких масс населения является лучшим показателем его жизненности и его культурно-просветительного значения»,– писала сотрудница отдела по делам музеев и охране памятников Наркомпроса в 1925 году.

О впечатлении, которое производил на посетителей музей, свидетельствуют их многочисленные отзывы в Записной книге: «... Все дышит поэзией...» «Трудно выразить всю полноту глубоких и волнующих ощущений при посещении Остафьева. Перед глазами проходит жизнь четырех поколений высокой культуры, радостей творческого труда и искусства. Какой чудесной, глубоко интересной и своеобразной нотой входит в жизнь столетий русской усадьбы впечатления Востока: Китая, Японии, Персии, Тибета, Турции – плод глубокого и проникновенного собирательства князя Павла Петровича Вяземского...» «От всего веет любовью, накопленной прежними обитателями и столь ревниво хранимыми теперешними. Не гасите священного огня светильника, озаряющего благословенную память Остафьева».

В 1924 году за несколько дней до торжественного открытия Музея изящных искусств после его реорганизации из Остафьева было вывезено более сорока картин, в основном старонемецкой живописи.

Туризм
Будапешт — старейший европейский город, всегда привлекавший туристов из разных стран. Особенно популярными туры в Будапешт были у граждан стран соцлагеря, которым редко удавалось посещать капиталистические страны, в связи с чем повышенной популярностью пользовались поездки в соцстраны — особенно в Венгрию, Югославию и Болгарию.