Путеводитель по лесопаркам и заповедникам столицы
План с. Остафьева. Вторая половина XVIII в.
Через два года после смерти П. Сухарева, в 1758 году К. Матвеев «в противность вышесказанного ... завел (в Остафьеве) суконную фабрику, чем тех покупных крестьян от красочной фабрики, для которой ему купить их позволено, отлучил» используя их «к разным рукоделиям» суконной фабрики, а часть свою в красочной фабрике «отдал без тех сельца и деревни» вологодскому купцу Федору Желвунцову, чтобы тот мог открыть свое производство в Вологде.
Передача Матвеевым права на изготовление красок в Вологде была противозаконным действием, так как указом Елизаветы Петровны 1752 года Мануфактур-Коллегии предписывалось в течение 10 лет «красок кармину и лазори берлинской кроме фабрики их другим никому дозволения не давать, дабы они, Матвеев и Сухарев, яко первых тех красок секрета сыскатели за понесенные их труды достойное себе награждение иметь и фабрику свою в размножение производить могли». Кроме того, открытие в Остафьеве суконной фабрики и использование на ней остафьевских крестьян привело не только в «раздробление, но и в остановку тем» красочную фабрику Сухарева. В связи с этим между наследником П. И. Сухарева – Иваном Ивановичем Сухаревым и Козьмой Матвеевым возникла тяжба, длившаяся около 30 лет.
Помимо фабрики и необходимых к ней мастерских в деревне Остафьево Матвеев возвел господскую усадьбу в сельце Климове. Наиболее полное представление о ней дает сохранившийся план. Обозначенная на плане церковь, построенная в 1781 году, позволяет датировать его не ранее 1781 года и не позднее 1800-го, когда в Остафьеве началось строительство нового дворцово-паркового ансамбля. План позволяет определить назначение и расположение основных зданий и сооружений комплекса, их взаимосвязь, а также выявляет характерные для того времени композиционные и конструктивные приемы: регулярную планировку основного ядра и выделение главного дома в ансамбле.
Для строительства выбрали место на берегу пруда, образованного плотиной, перекрывшей реку Любучу. На плане видно, что усадьба разделена на три зоны: центральную, куда входили жилые и хозяйственные постройки с фруктовым садом, «саженую рощу» с декоративным копаным прудом и обособленный фабричный комплекс. В простой и ясной композиции четко прослеживается главная планировочная ось, проходящая через фабричные сооружения, плотину, жилой и хозяйственный двор и липовую аллею.
Центральную часть усадьбы занимал почти квадратный в плане двор, огороженный «ретчитою огородкою». Он включал в себя ряд одноэтажных каменных и деревянных зданий: главный дом, людские покои, кухню, баню, конюшню с сараем и амбар с кладовой. Дом владельца располагался на главной оси композиции. При его строительстве Матвеев руководствовался своими представлениями об удобном и привлекательном жилье. Однако новые жизненные и эстетические потребности, настойчиво входившие в традиционный купеческий уклад жизни, желание обеспечить себе комфорт и стремление не отстать от соседних помещиков определили некоторую репрезентативность главного усадебного дома.
Одноэтажный, прямоугольный в плане, сложенный из кирпича, он имел деревянную тесовую крышу. Организация внутреннего пространства дома была подчинена требованиям симметрии. Вход в дом совпадал с планировочной осью.
Парадная комната занимала центральное положение и превосходила по площади все остальные помещения. Она была объединена круговой анфиладой с девятью другими покоями, включая сени. Этот композиционно-планировочный прием был широко распространенным в то время и использовался не только во дворцах знати, но и в домах купцов.
«Учиненная опись» 1786 года дает представление о внутреннем убранстве и меблировке дома: «внутри оного дома десять покоев, окошек тридцать два. Деревянных дверей столярных створчатых с медными замками четырнадцать, без замков с крючьями одиноких – двоя. Столов простеношных деревянных, покрытых ножки золотом, а крышки лаком -пять, простых, дубовых полховых – семь. Конопеи (канапе) больших кожаных... одна, маленьких две. Шкаф о трех полочках ... стульев простых – десять, креслов... шесть...» В комнатах можно было видеть произведения живописи, соседствовавшие с иконами. Дом отапливался шестью голландскими изразцовыми печами.
С восточной и западной стороны здания находились отдельно стоящие парные деревянные хозяйственные постройки. Одна из них служила кухней, другая баней. Расположенные по сторонам главного въезда людские покои, конюшня и амбар составляли два идентичных комплекса одноэтажных деревянных зданий, обращенных к главному дому, и вместе с ним, кухней и баней образовывали пространство, сходное с парадным двором.
За пределами огороженного господского двора к югу и западу от него размещались хозяйственные службы: скотный и птичий дворы, два ледника, каменная рига и овин для сушки зерна.
С противоположной стороны к дому примыкал «плодовитый сад ... в коем насажены разные деревья, который длиной 42, шириной 22 сажени». Аллея, идущая от центра главного дома на север, разделяла сад на две неравные части. «Позади ж господского сада состоит кирпичный завод, в котором имеется ... для делания кирпича три сарая и при оных для обозжения оного кирпича печь ...»
Композиционным центром всего усадебного комплекса являлся огромный пруд «с разною рыбою ... длиною 94, шириною 30 саженей, при оном же сделана плотина с спуском шириной 4, длиной 30 саженей. Возле оного пруда сделан через отлив на столбах с перилами мост длиной 47, шириной 3 сажени».
За прудом в Остафьеве были фабричные корпуса: ворсильная, красильня, прессовая, сушильня, столярная, амбар для шерсти, канцелярия, дома и бани для фабричных.
Население Остафьева и Климова при Матвеевых составляло триста семнадцать человек и делилось на дворовых, фабричных и крестьян. Из них девятнадцать человек обслуживали семью хозяина, сто девятнадцать работали на фабрике, остальные, исключая детей, трудились на пашне.