Путеводитель по лесопаркам и заповедникам столицы
Ядром природно-исторического парка «Царицыно» является одноименный архитектурно-парковый ансамбль последней трети XVIII – начала XIX вв.
Здесь, на сравнительно небольшой площади представлены изумительный по красоте природный ландшафт, уникальные архитектурные памятники великих русских архитекторов В.И. Баженова и М.Ф. Казакова, обширный пейзажный парк – один из лучших образцов русского садово-паркового искусства, крупнейшая в городе система прудов, археологические памятники XI-XIII вв.
В Бирюлевском Дендропарке (первая половина XX в.) собрана богатая коллекция древесных растений.
|
Кликните на карту, чтобы увеличить (2,9 МБ) |
1 – Храм иконы «Живоносный источник», 2 – Большой дворец, 3 – Хлебный дом, 4 – Фигурный мост, 5 – Мост Бунина, 6 – Кавалерский дворец, 7 – Мост-плотина, 8 – Дом Шкулева, 9 – Конный сарай, 10 – Оперный дом, 11 – Фигурные ворота, 12 – Павильон «Миловида», 13 – Птичий остров, 14 – Башня-руина, 15 – Павильон «Нерастанкино», 16 – Остров русалок, 17 – Беседка «Храм Цереры», 18 – Театр юного зрителя, 19 – Обелиск, 20 – Ореховское кладбище, 21 – Малый дворец, 22 – Оранжерейный мост
Едва ли обитатели пустоши Черная Грязь в XVII веке думали о том, что 300 лет спустя их местечко станет излюбленным местом отдыха москвичей и целью паломничества туристов со всего мира. А начало триумфу усадьбы было положено своенравной российской императрицой Екатериной II. Это она в 1775 году, пленившись природой усадьбы, принадлежавшей тогда Кантемирам, купила ее и дала название «Царицыно».
Летом того же года, проведя в усадьбе шесть недель со своим фаворитом князем Г.А. Потемкиным, Екатерина окончательно влюбилась в свое новое владение, назвала его «сущим раем» и распорядилась о начале масштабных строительных работ, для проведения которых был привлечен знаменитый в ту пору архитектор В.И Баженов.
Баженову была поставлена задача возвести дворцовый комплекс в готическом стиле, чем известный мастер и занимался целых десять лет. Результат его работы, однако, не удовлетворил взыскательную заказчицу и часть отстроенных под руководством Баженова зданий снесли, а другому архитектору, М.Ф. Казакову, поручили построить на их месте дворец.
Однако мечте императрицы не суждено было сбыться - дворец так и не был достроен. Свой окончательный вид он обрел уже в XXI веке, когда в рамках масштабных реставрационных работ, в числе прочего, был достроен и дворец Екатерины, что вызвало неоднозначную реакцию историков и краеведов.
Интересно, что еще в начале XX века, в 1914 году, Юрий Шамурин в своей книге «Подмосковныя» писал:
«Правда истории требует, чтобы Царицыно оставалось незавершенным капризом XVIII века: доделанное, включенное в число памятников своего времени, оно бы ложно свидетельствовало об его творчестве и вкусах».
Однако автор словно колеблется, спорит сам с собой. На страницах этой же книги читаем:
«Но все же живописность Царицына, если бы оно было достроено, придавала бы ему совершенно исключительное обаяние...»
Всматриваясь сегодня в Царицыно, наполовину разрушенное временем, удивляешься художественной цельности его композиции. Царицыно кажется построенным сразу и по единому замыслу, несмотря на то, что оно неоднократно перестраивалось. Далее