Путеводитель по лесопаркам и заповедникам столицы
Страницы Записной книги музея Остафьево. 1908
Собрание живописи в музее насчитывало более шестисот полотен. Оно включало произведения художников многих европейских школ – Германии, Нидерландов, Италии, России и других и охватывало период с XIV по XIX век. Искусство разных стран было представлено неравноценно и с неодинаковой полнотой. Наряду с картинами известных мастеров, обладающих высокими художественными достоинствами, были работы малоизвестных либо анонимных художников. В коллекции отсутствовали полотна испанских живописцев, а произведения французской школы Павел Петрович подарил своему зятю Сергею Дмитриевичу Шереметеву в 1868 году.
Оценивая общий характер остафьевского собрания, нетрудно заметить, что симпатии Павла Петровича были обращены к искусству Средневековья – древнерусским иконам, ранним немецким и итальянским произведениям. Это тем более интересно, так как в то время пристрастием большинства российских коллекционеров была академическая картина или бытовой жанр.
Наиболее полно в этом собрании были представлены работы немецких мастеров XV-XVI веков, характеризующиеся разнообразием и высоким художественным уровнем. Это многочисленные фрагменты из разрозненных полиптихов XV века, отдельные створки алтарей, привезенные П.П. Вяземским из Германии: «Лобзание Иуды», «Распятие» нюрнбергского мастера, две створки одного алтаря, посвященные жизни св. Роха, швабского мастера, св. Варвара и св. Екатерина с традиционными атрибутами в руках, созданные вестфальским мастером, и другие. Помимо общих стилистических черт у каждого из этих художников – свой излюбленный типаж, ракурсы фигур, смысловые акценты. В связи с этим интересно сравнить картины двух немецких мастеров, написанные примерно в одно и то же время на сюжет «Благовещение». Так, в композиции швабского мастера 1470-1480 годов религиозная сцена «Благовещение» приобрела глубокое жизненное содержание. Во множестве бытовых деталей, в манере живописи, с помощью которой художник достигает ощущения материальности каждого предмета, сквозит глубокое понимание реального мира.
В картине же верхнерейнского мастера 1489 года «традиционный сюжет «Благовещение» соединен с легендой об охоте на единорога. Архангел Гавриил изображен подобно рыцарю с охотничьим рогом, копьем и сворой собак, а Мария – в облике прекрасной девушки из рыцарской легенды». Данная картина также является частью разрозненного полиптиха, в который, кроме нее, были включены религиозные сцены «Встреча Марии с Елизаветой» и «Явление Христа Марии Магдалине».
На парной створке к «Благовещению» швабского мастера изображена сцена «Поклонение младенцу». Это новая трактовка традиционного сюжета «Рождество Христа», появившаяся в европейском искусстве в первой половине XV века. Обе створки являлись праздничными сторонами одного алтаря. Интересны и их обратные, будничные стороны. На них воспроизведены малоизвестные в России сцены из жизни св. Эгидия: «Св. Эгидий раздает свое имущество бедным» и «Св. Эгидий, раненный во время королевской охоты». Обращали на себя внимание две створки, некогда закрывавшие трубы небольшого церковного органа, с изображением летящих ангелов. Это произведение одного из самых одаренных учеников А. Дюрера – Ганса Зюса из Кульмбаха. «Поющие ангелы... прекрасно подходят для росписи музыкального инструмента. Лица ангелов, держащих в руках красивые белые свитки с текстом молитвы, очень живо передают конкретные характеры,– видимо, мастер изобразил реальные лица хористов». В Остафьеве хранилась еще одна работа Кульмбаха – «Благовещение».
Любопытным памятником искусства Германии XVI века является картина «Распятие с предстоящими» (ныне хранится в Гос. музее изобразительных искусств им. А.С. Пушкина) очень редкого мастера немецкого Возрождения, названного «мастером из Месскирха».
С творчеством известного баварского художника Фезелена, работавшего в начале XVI века, знакомит небольшая картина «Аллегория справедливости», где изображена богиня правосудия Немезида, попирающая поверженного римского императора Нерона. Сложным языком символов, понятным современникам, художник говорит о несправедливости императорской власти.
Красочное многообразие раскрывается также в картинах неизвестных немецких художников начала XVI века «Мадонна с венцом на голове», «Снятие с креста», «Восторг святых», «Мадонна с книгою», «Богоматерь, вынимающая гвоздь из распятого Иисуса», «Св. Георгий, поражающий дракона», «Иисус в терновом венце» и другие (нахождение многих из них не установлено. Данные приводятся по каталогам и описям картин, сохранившимся в архивах).
Некоторые представления об австрийской живописи дают две створки одного алтаря, расписанные анонимным мастером XVI столетия. На праздничных, исполненных на золотом фоне сторонах изображены «Встреча Иоакима и Анны» и «Дева Мария в платье с колосьями», а будничные, более скромные стороны посвящены св. Бенедикту.
Наряду с произведениями живописи здесь было множество памятников ранненемецкой пластики XV-XVI веков. В XV столетии, когда строительство церковных зданий в Германии значительно сократилось, наступил расцвет алтарного искусства. В это время создавалось огромное количество резных деревянных алтарей-складней и образы индивидуального поклонения – своеобразные объемные иконы для домашнего богослужения.