Путеводитель по лесопаркам и заповедникам столицы
К.И. Минеева
Москва. «Искусство»
1988
Глава первая. Предыстория Царицына
Глава вторая. Царицыно времени Баженова
2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10
Глава третья. Казаковский дворец
Глава четвёртая. Царицыно в XIX веке и в наше время
Перед нами Царицыно… Неоглядная широта панорам, руины сказочной архитектуры, разросшийся парк, живописным картинам которого позавидовал бы сам Пуссен. Ансамбль и сегодня поражает нас величием архитектурно-планировочного замысла, необычностью композиции дворцового комплекса, красочностью декоративного убранства, единством природы и искусства.
В строительстве Царицына приняли участие несколько поколений талантливых зодчих и тысячи безвестных крепостных и народных умельцев. Но самая значительная роль в становлении Царицына принадлежит прославленному русскому зодчему конца XVIII века Василию Ивановичу Баженову. Баженов, как замечательный мастер ансамбля, органично связал Царицыно с исторически сложившимся ландшафтом местности, планировочно и идейно соединил его с Москвой и древним Коломенским. Архитектура ансамбля Царицына, проникнутая глубоким пониманием духа древнерусского зодчества, задуманная с учетом особенностей памятников Москвы и окрестностей, убедительно свидетельствует о грандиозности замысла зодчего, который не ограничился только созданием увеселительной загородной резиденции Екатерины II, а пошел по пути решения сложных градостроительных проблем. Исполненная величия крупномасштабная композиция Царицына, раскрывавшаяся с подъездов к Москве, по масштабу организации пространств не уступала Версалю. В градостроительных принципах композиции Царицына нашли свое воплощение новаторские идеи Баженова, сущность которых заключалась в том, что Баженов один из первых рассматривал город как целостную планировочную систему, подчиненную единому замыслу. История строительства Царицына служила предметом многих исследований. Но в публикациях о творчестве Баженова и в многочисленных описаниях Царицына речь шла в основном об архитектурных сооружениях ансамбля без анализа взаимосвязей дворцового комплекса с парком. Не раскрытым оставался и градостроительный замысел зодчего. Между тем, оценка художественных достоинств этого уникального ансамбля не может быть полноценной без рассмотрения его в тесном взаимодействии всех слагаемых компонентов архитектурно-планировочной композиции. Именно этой задаче и посвящена данная книга.