Путеводитель по лесопаркам и заповедникам столицы
Владельцы: Уполоцкие, Киреевские, Шереметевы, Одоевские, Черкасские, Голицыны, Юсуповы.
А.С. Пушкин бывал в Архангельском в 1827 и 1830 гг. Ему он посвятил строки:
«Ступив за твой порог,
Я вдруг переношусь во дни Екатерины:
Книгохранилища, кумиры и картины,
и стройные сады свидетельствуют мне...»
Ансамбль Архангельского является выдающимся памятником архитектуры и садово-паркового искусства и бережно охраняется государством.
Изучение исторических парков, решенных регулярными приемами, позволяет сформулировать архитектурно-художественные принципы их планировки. Целостность — краеугольный камень регулярных композиций, стремление неразрывно связать каждую часть парка с последующей, но таким образом, чтобы с определенной точки каждый участок казался самостоятельным целым. Строгость композиции подчеркивается четкими пропорциями, симметрией членений, определенным ритмом размещения и регулярной формой таких декоративных элементов, как водоемы, фонтаны, беседки и т. д. Эта строгость соблюдается и в зеленом наряде парка, где преобладают линейные посадки деревьев и стриженые полосы кустарников. Несмотря на строгость общей композиции, в регулярных парках отсутствует монотонность. Общая целостная картина оживляется едва заметной асимметрией. Стремление к благородной простоте чувствуется в архитектурном решении лестниц, подпорных стен, покрытых газоном откосов.
Единая ось композиции и создание протяженных перспектив — наиболее ярко выраженные приемы создания регулярного парка.
|
1 – дворец, 2 – оранжерея, 3 – каприз, 4 – театр, 5 – церковь