Путеводитель по лесопаркам и заповедникам столицы
Слева: В.И. Гау. Портрет Н.Н. Пушкиной. 1842-1843; справа: О.-И. Эстеррейх. Портрет В.А. Жуковского. 1820
В Остафьеве были резные доски с изображением евангельских сюжетов, отдельных святых, резной триптих «Троица», «Благовещение» и «Рождество» начала XVI века, статуарные скульптуры немецкого Ренессанса «Адам», «Мадонна с младенцем на полумесяце», апостолы, пророки и другие. Следует отметить также небольшую скульптурную группу немецкого мастера-резчика XVI столетия «Оплакивание Христа», отличающуюся выразительностью в трактовке форм, и алтарь-складень со скульптурной композицией «Распятие».
Особое место в коллекции занимали скульптуры «отцов церкви» выдающегося немецкого мастера конца XV – начала XVI века Фейта Штосса. Закутанные в широкие одежды, фигуры восхищали изяществом форм и линий, красотой ниспадающих складок.
Интерес представляла и модель одной из фигур венского фонтана «Геркулес с немейским львом» немецкого мастера второй половины XVI века (ныне хранится в Гос. музее изобразительных искусств им. А.С. Пушкина).
Искусство Германии XIX века было представлено акварелями Рейтерна, этюдами Эйкхорна и несколькими рисунками одного из величайших немецких живописцев-романтиков Фридриха Каспара Давида. Эта небольшая коллекция досталась Павлу Вяземскому от отца.
В остафьевской коллекции заслуживали внимания и произведения нидерландских живописцев XVI-XVIII веков. В XVI столетии в искусстве Нидерландов важнейшим событием было появление пейзажа как самостоятельного светского жанра. Одним из основоположников нового жанра был Херри Мет де Блес. В Остафьеве имелась его небольшая картина «Отдых на пути в Египет», написанная на дереве и являющаяся прекрасным образцом раннего нидерландского пейзажа (ныне хранится в Гос. музее изобразительных искусств им. А.С. Пушкина). Активную роль играет пейзаж и в произведении неизвестного нидерландского художника XVI века «Святой Христофор».
Об интересе нидерландских художников к реальному миру во всем многообразии его конкретных проявлений свидетельствуют картины анонимных авторов «Семь скорбей богоматери», «Святое семейство», «Поклонение царей» и другие.
Среди работ фламандских художников следует назвать «Охоту на кабана» и «Охоту на оленя», а также натюрморты неизвестного художника XVII века «Окорок» и А.А. Адриансена «Битая птица». Одним из наиболее известных фламандских художников XVII века был Давид Тенирс-младший, писавший жанровые сцены на темы из народной жизни. У Вяземских находилась вольная копия с одной из популярных его «кермесс» (кермесса – деревенский праздник).
Фламандский жанрист конца XVII – начала XVIII века Ян Хореманс-старший был представлен в коллекции работами «Пирушка» и «Домашний концерт».
В собрание живописи входили и работы неизвестных голландских художников XVII столетия «Христос у Марфы и Марии», «Христос перед Пилатом», «Пейзаж с мельницей», «Маскарад» и другие.
Вяземским принадлежали многочисленные произведения итальянского искусства разных эпох и разнообразных школ. Одно из наиболее ранних – переносной складень-триптих со сценами из евангельской легенды, выполненный флорентийским мастером XIV века. На центральной доске триптиха изображена Мадонна с младенцем на троне в окружении святых. На боковых створках -сцены «Благовещение», «Рождество» и «Распятие».
Культ Мадонны в эпоху Средневековья и Возрождения был очень распространен. Она изображалась в различных композициях. В коллекции Вяземских насчитывалось несколько десятков картин, где главным персонажем являлась Мадонна: «Мадонна с книгой», «Мадонна с покрывалом», «Мадонна со сложенными руками», «Мадонна с младенцем», «Мадонна с венцом на голове», «Мадонна с браслетом и ожерельем». В этом образе художники стремились воплотить идеал человека эпохи Возрождения. В картине неизвестного итальянского мастера XV века «Мадонна с младенцем под аркой» образ Мадонны исполнен живого обаяния. Большую роль здесь играет колористическое решение. Благородство и глубина темных тонов и мягкость золотистого света создают своеобразный поэтический мир красоты.
«Пейзаж со сценами из жизни святых» главы феррарской школы XVI столетия Доссо Досси – один из самых ранних самостоятельных ренессансных пейзажей. Крохотные фигурки святых использованы здесь как стаффаж, оживляющий ландшафт. «Крутые, поросшие кустарником и деревьями горы и покрытые серо-голубым туманом равнины; пенистая вода водопада и темно-серая грозовая туча; водяная мельница и неприступный замок – все сливается в картине в единый мир, еще мало изученный, но полный... очарования и влекущий к себе неизвестными богатствами» (Гос. музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина. Западноевропейская живопись и скульптура).
С творчеством выдающегося неаполитанского художника XVII века Сальватора Розы знакомит его картина «Корабли». Излюбленный мотив этого мастера – марины со скалистыми берегами, легкими парусными судами, лодками, моряками, рыбаками, массивными сторожевыми башнями и старыми разрушенными укреплениями. В картине «Корабли» присутствует «свобода и сочность живописи, чувство взаимосвязи пространственных планов, воздуха, света, земли и неба, тональное единство колорита...».
Редким примером многофигурной композиции с распятием является картина первоклассного генуэзского мастера XVIII века А. Маньяско, искусство которого не имело «прямых аналогий в современной ему художественной культуре». Для остафьевской картины характерна взволнованность, эмоциональная заостренность и гротеск.
Среди скульптурных работ итальянских мастеров следует отметить терракотовую группу Рустичи «Сцена битвы», созданную под непосредственным влиянием Леонардо да Винчи.
Собрание русской живописи XVIII-XIX веков в Остафьеве отличалось интересным подбором и было представлено всеми жанрами. В него вошли работы известных художников А.А. Киселева, Л.Ф. Лагорио, В.Д. Сверчкова, А.И. Мещерского, И.К. Айвазовского, Г.И. Угрюмова, Ф.Я. АлексеевА.И. Захарова и других.
Самым многочисленным в коллекции русской живописи было собрание портрета. Здесь были портреты императоров и европейских знаменитостей, семейные портреты и портреты друзей дома. Особое место отводилось коллекционным портретам. Они донесли до нас образы людей прошлого и являются свидетельством высокого таланта художников-портретистов Антропова, Боровиковского, Бугаевского-Благодарного, Маковского, Кипренского, Христинека.
В коллекции было и множество блестяще выполненных акварельных и карандашных портретов работы П. Соколова, В. Гау, Ф. Бруни, К. Брюллова и других выдающихся русских мастеров.