Московские парки

Путеводитель по лесопаркам и заповедникам столицы

Остафьево

Музей. Часть 9

Арбалет. XVII век. Западная Европа

Живопись по дереву имела в России давние традиции. Использование ее в декорировке мебели позволяло при сравнительно небольших затратах достигать определенного художественного эффекта. Помимо наборной ширмы в коллекции была еще одна, украшенная росписью из стилизованных и реалистически трактованных садовых и полевых цветов.

Большую художественную и историческую ценность представляло богатейшее собрание оружия, хранящееся в Остафьеве. Здесь было оружие островитян, малайские крисы, оружие первобытного человека, разнообразные предметы русского, западноевропейского и восточного боевого и охотничьего вооружения, холодного и огнестрельного, оружие наступательное и оборонительное, собранное Павлом Петровичем Вяземским.

Оружие XIV-XVI веков отличалось превосходными боевыми качествами и красотой форм и в основном не имело украшений. Многие же предметы вооружения последующих эпох характеризовались не только искусным мастерством, но и богатством отделки. В их изготовлении принимали участие талантливые художники, искусные чеканщики, благодаря чему эти предметы вооружения в известном смысле стали областью декоративно-прикладного искусства.

В художественной обработке оружия мастера применяли разнообразные способы и приемы, основанные на использовании природных свойств металла,– ковку, чеканку, резьбу и т. д. Наряду с этим применялись также инкрустация перламутром, костью, воронение, таушировка, канфарение, золочение, украшение гравировкой. Одним из излюбленных приемов декорировки оружия была чернь.

Немногочисленные сохранившиеся архивные материалы, касающиеся остафьевской коллекции, позволяют определить происхождение некоторых предметов. Так, памятниками доблести и славы Отечества являлись два бердыша и одна мисюрка (мисюрка – головной убор из металлической вогнутой пластины. Ныне хранится в Серпуховском историко-художественном музее), найденные на Куликовом поле. Оттуда же была и одна татарская кольчуга из села Пушкина, бывшего имения Голицыных, были кольчуга, мисюрка и два шагреневых сапога. Из Троице-Сергиевой лавры – два бердышА.И. Суздальского монастыря – четыре бердыша. В 1862 году у купца третьей гильдии Пчелина в лавке по Апраксинскому двору № 209 в Петербурге П.П. Вяземский приобрел два турецких ружья за 50 рублей и острие пики за 10 рублей. Основная же часть коллекции была привезена им из-за границы.

Значительное место в собрании занимало русское оружие XIII-XIX веков. В XIII – первой половине XVII столетия на Руси было распространено главным образом ударное, рубящее и колющее оружие. В остафьевской коллекции были представлены предметы вооружения тех веков: мечи, высоко ценимые тогда, чекан или клевец – боевой топор для пробивания доспехов, напоминающий кирку, топоры, различные виды древкового оружия -рогатины, копья, бердыши, алебарды, объединяющие в себе пику, проникавшую в скважины доспеха, топор, предназначенный для оглушения противника, и крюк, с помощью которого можно было стаскивать всадника с коня. Кроме того, было несколько вспомогательных ударных принадлежностей ближнего боя, сопутствующих русской коннице уже в XII-XIII веках. Это кистени, шестоперы и булавы. Разнообразные по виду предметы вооружения позволяли оценить высокое мастерство русских оружейников.

Из оборонительных русских доспехов здесь были панцири, зерцала, кольчуги, мисюрки, щиты, шлемы. Многие шлемы – с кольчатой подвеской-бармицей, защищавшей от удара холодным оружием и стрел. Наиболее древним видом русского оборонительного вооружения являлась кольчуга, то есть рубашка, сплетенная из металлических колец. В каждой из восьми кольчуг, имевшихся в Остафьеве, насчитывалось от двадцати до двадцати пяти тысяч колец. Другим видом кольчатого доспеха были зерцала, состоящие из четырех пластин: передней, задней и двух боковых, соединяющихся между собой ремнями, и панцирь, отличающийся от кольчуги тем, что для его изготовления использовалась проволока не с круглым сечением, а с уплощенным.

Из огнестрельного оружия здесь были ружья с фитильными замками очень простой конструкции, так называемые мушкеты, несколько пищалей с многогранными прикладами, украшенными инкрустацией перламутром и слоновой костью, а также карабины и пистолеты.

В коллекции, кроме того, были представлены предметы вооружения, выполненные русскими мастерами по восточным образцам. Причем мастерство русских оружейников доходило до такой виртуозности, что их трудно было отличить от подлинника. Это отмечали и иностранцы.

В коллекции находилось и подлинное восточное оружие с высоким качеством отделки и разнообразием декоративных мотивов, отчего некоторые предметы вооружения воспринимались как произведения искусства. В ряде образцов преобладал гравированный декор по принципу «коврового» заполнения украшаемой поверхности. Неисчерпаемая фантазия орнаментальных мотивов создавала впечатление чрезвычайной нарядности и по тонкости исполнения граничила с ювелирной работой.

Часто в украшение восточного оружия был вплетен текст из корана, сливающийся с узором, покрывающим предмет, а иногда благожелательная надпись, которая являлась смысловым акцентом. Это хорошо видно на иранских шлемах, щитах, бурзыханах остафьевского собрания.

Из иранского оружия обращали на себя внимание несколько щитов и наручей XVII-XVIII веков, где утонченная орнаментация сочеталась с изобразительными мотивами. На многих из них невысоким мягким рельефом чеканены многофигурные композиции с охотничьими и батальными сценами, в которых порой прослеживается связь с персидской поэзией. Большой интерес представляет иранский щит со сценами охоты, выполненными в манере классической персидской миниатюры. Подобные же сюжеты можно увидеть и на некоторых турецких предметах вооружения.

Своеобразны и красивы ружья турецкой работы XVII-XVIII веков с тяжелыми прикладами, массивными замками и длинными, из дамасской стали, стволами. Еще многообразнее были турецкие кинжалы, шашки, сабли, ятаганы с богато орнаментированными клинками в изящной оправе. Их ножны были украшены обронным орнаментом с чернью, инкрустированы костью и перламутром.

Нельзя не отметить также находящиеся в коллекции предметы вооружения индийских мастеров. В основном это художественное оружие XVIII века. Среди них церемониальный топорик с пышным растительным орнаментом на плоскости и рукояти, украшенной золотой насечкой.