Московские парки

Путеводитель по лесопаркам и заповедникам столицы

Остафьево

Музей. Часть 2

Е.П. Вяземская. Церковь в Остафьеве, 1885

При Павле Петровиче в овальном зале появились новые предметы мебели: диван, обитый сафьяном, такие же кресла и стулья (ныне хранятся в Серпуховском историко-художественном музее). Вдоль стен между колоннами на тумбах были расставлены мраморные бюсты.

В убранстве большой гостиной, соседней с овальным залом, центральное место занимали пятьдесят полотен итальянских мастеров разных эпох. Здесь хранились редкий переносной складень-триптих со сценами из евангельской легенды флорентийского мастера XVI века, картина неизвестного венецианского мастера XVI столетия «Обручение Дианы, дочери Иакова», огромное полотно неизвестного художника XVI века «Несение креста», картины итальянских художников XVII века «Мучение св. Лаврентия» и «Чудо с монетами», а также копии с работ известных мастеров. Большую гостиную украшали мраморные бюсты императоров Клавдия и Нерона, выполненные неизвестными скульпторами XVIII века, и несколько барельефов с произведений Рафаэля английского мастера Геннинга.

Обстановку гостиной составляли ларец-кабинет XVII века, облицованный пластинами из моржовой кости, ящички которого были украшены расписными эмалевыми вставками со сценами на библейские сюжеты, а также парные резные золоченые геридоны, служившие подставками для канделябров, два угловых шкафчика, напоминающие работы X. Мейера, и каминные шелковые ширмы-экраны с вышитыми фигурами людей, одетых в национальные китайские костюмы. Было здесь бюро красного дерева второй половины XVIII века, некогда стоявшее в будуаре Веры Федоровны Вяземской, декорированное бронзовыми золочеными деталями в виде музыкальных инструментов, и клавикорды, напоминавшие о музыкальных вечерах, которые проходили в Остафьеве. Декоративное убранство этой комнаты дополняли изделия из бронзы – золоченые канделябры и бра, часы в виде обелиска, увенчанного фигурой Гения, работы прославленного бронзовщика П.-Ф. Томира, венецианское зеркало начала XVIII века, фарфоровые китайские вазы и две пары собачек, поставленные у дверей. Уют этой гостиной придавали вышитые Верой Федоровной ковер и скатерть.

К большой гостиной примыкала малая, прежде бывшая будуаром Веры Федоровны. Здесь хранились семейные портреты: хозяйки и ее сестер С.Ф. Ладомирской и Н.Ф. Четвертинской работы Молинари, П.П. Вяземской работы Ф. Бруни, Е.А. Щербатовой в кресле, созданный неизвестным художником, князя Н.Г. Вяземского кисти С. Тончи и А.А. Вяземского, исполненный К. Христинеком, портреты В.Ф. и П.А.Вяземских кисти К.Рейхеля, родителей Веры Федоровны и ее братьев В. Ф. и Ф.Ф.Гагариных, а также живописные полотна неизвестных художников «Мальчик со скрипкой» и «Девочка с попугаем».

Диваны, кресла, банкетки, стулья размещались вокруг небольших столиков, создавая обособленные уголки для занятий с книгой, рукоделием, игры в шахматы и карты. На одном из столиков стояли модели флорентийских соборов и Пизанской башни, привезенные П.А. Вяземским из Италии.

Комната Марии Аркадьевны несколько напоминала малую гостиную. На стенах ее тоже висели семейные портреты, в основном представителей рода Столыпиных – карандашные и акварельные портреты братьев Марии Аркадьевны – Алексея и Дмитрия, сестер Веры Аркадьевны Голицыной и Екатерины Аркадьевны Кочубей, портрет деда Н.С. Мордвинова и матери Веры Николаевны, картон, изображающий венчание ее с Павлом Петровичем в церкви в Константинополе, рисунки мужа и т.д.

Почти полностью было сохранено убранство спальни Вяземских, в том числе сувениры, привезенные Петром Андреевичем и Верой Федоровной из Палестины: тростник и гербарий с берегов Иордана, семена чертополоха из Иерихона, маленькие кусочки мозаики из церкви, воздвигнутой императором Юстинианом, четки из кожи, вазочка с мускусом, обломок мраморной доски из Вифлеема. Из двадцати с лишним картин, имевшихся здесь, огромный интерес представляло полотно неизвестного художника XVII века «Товий и ангел».

Оригинальностью декоративного убранства в остафьевском доме отличалась большая столовая, где были сосредоточены коллекции оружия, художественного стекла и керамики, различная бытовая утварь, массивная мебель XVII века, собранные Павлом Петровичем. Немногочисленная, но очень хорошая коллекция художественного металла состояла из двух медных блюд с чеканным изображением Адама и Евы под деревом, датируемых 1573 годом, медного подноса 1660 года, ступки 1695 года, персидских медных павлинов, самоваров на четырех лебедях и монограммой Н. С, а также серебряных кубков и кружек начала XVIII века.

Заслуживали внимания всевозможные расписные металлические сундучки (один из них ныне хранится в Серпуховском историко-художественном музее) и небольшое собрание предметов кузнечного искусства: замков, скоб, дверных ручек и разнообразных ключей, ножниц для снятия нагара.

Здесь же были поливные изразцы и более ста серебряных и медных монет с пояснительной надписью, сделанной П.А. Вяземским: «Обломки мамаевого дворца и монеты, найденные в Саратовской губернии...»

В соседней так называемой малой столовой размещалось двадцать шесть картин голландских художников.

Пять комнат в правом крыле первого этажа занимала библиотека Вяземских. Она содержала книги по различным отраслям знаний: астрономии, математике, философии, искусству, архитектуре, драматургии, военному делу, истории, географии и т.д. и насчитывала более 32 тысяч томов (согласно описи, составленной заведующим музеем-усадьбой Остафьево П.С. Шереметевым в июле 1926 года для отдела музеев Главнауки Наркомпроса, точное количество книг – 32 051. Копия описи хранится в архиве В.П. и Е.В. Шереметевых). Самое большое количество книг было собрано Павлом Петровичем. Круг его чтения отличался поистине энциклопедической широтой. В его библиотеке хранились многочисленные раритеты – инкунабулы, альдины, эльзевиры, роскошно изданные альбомы. Но, пожалуй, самым ценным были рукописи, описание которых в 1902 году издал С.Д. Шереметев. Среди них – жития XVI-XVIII веков, писанные скорописью и полууставом, травники, лечебники, хронографы, триоди постные XV века, минеи XVI века и другие. Несколько полок библиотеки занимали книги по палеографии и агиографии, без которых не было бы столь представительной коллекции древних рукописей. Здесь же книги по истории древнерусской музыки, певческие рукописи. Прекрасно была подобрана справочная литература по истории старопечатной книги.

Раздел «Художественная литература» включал сочинения всех поэтов и писателей пушкинской поры, переводы иностранных классиков, огромное количество журналов и альманахов. В этом заслуга Петра Андреевича Вяземского. Отдельно были выделены книги, принадлежавшие Н. М. Карамзину324 (среди них томик стихов А. Галлера 1777 года, подаренный Карамзиным А.И. Вяземскому, поэмы Рамлера 1787 года, Летописец царствования царя Иоанна Васильевича 1769 года с пометами Карамзина, Подробная летопись от начала России до Полтавской баталии 1798 года, также с его пометками и другие).

Музейная экспозиция размещалась и в трех комнатах второго этажа: карамзинской, комнате А.И. Вяземского и «образной» – комнате древнерусского искусства. Большое эмоциональное воздействие оказывали на посетителей подлинные вещи А.С. Пушкина и Н. М. Карамзина, находящиеся в карамзинской. Комната Андрея Ивановича отличалась подчеркнутой строгостью обстановки, передававшей характер ее прежнего владельца: симметричной расстановкой мебели, симметричной развеской гравюр и т. д. В «образной» были сосредоточены произведения древнерусского искусства: сто тридцать четыре иконы XV-XVII веков, памятники лицевого шитья, деревянная скульптура, деревянные брачные венцы XVII века из Костромской губернии, издания Общества любителей древней письменности. Здесь же находились предметы крестьянского обихода, привлекающие декоративностью и мастерством исполнения: берестяные туески, пряничные доски, резные вальки и рубели, расписные прялки, изделия хохломских мастеров – ковши, солонки, братины, бочонок. Многие из этих вещей экспонировались на выставке древнерусского искусства в Петербурге в 1870 году. В отдельной витрине размещалась коллекция женских головных уборов, разнообразных по форме и обильно украшенных золотной нитью, жемчугом, унизанных бисером.

Большую ценность представляли резной диптих из слоновой кости с изображением Богоматери и Софии и серебряный, позолоченный, украшенный сканью, ковчег в виде тройного складня с изображением Троицы, Сергия Радонежского и Кирилла.