Путеводитель по лесопаркам и заповедникам столицы
Д.-Ф. Левис. У мечети Софии. 1837
Небольшой, но достаточно интересной коллекцией музея являлось собрание художественного стекла и керамики. В коллекцию художественного стекла входили разнообразные по форме и декорировке кубки, бокалы, рюмки, кальмы и другие предметы европейских и русских стекольных заводов XVIII-XIX веков. Преобладающим видом художественного оформления их был гравированный рисунок: идиллические пасторали и сцены охоты, воинские атрибуты и рокайльные мотивы, гербы и растительный орнамент. Декоративный эффект достигался чередованием блестящей и матовой поверхностей.
Замечательный образец русской гравировки середины XVIII века – кубок конусообразной формы, с ограненной нижней частью тулова, на плавной балясевидной ножке, изготовленный на Петербургском заводе. В его художественном оформлении использованы традиционные «официальные» элементы украшения парадных кубков того времени – вензель императрицы Елизаветы Петровны под короной и двуглавый орел в сочетании с растительным орнаментом, рокайльными завитками и стилизованными цветками «маргаритки». Декоративность гравировки усилена чернением и золочением.
Мягкими очертаниями формы и тонкостью матовой гравировки отличается бокал, исполненный в то же время немецким мастером. Следует отметить также ряд изысканных богемских сосудов и немецкие кубки и рюмки XVIII-XIX веков с заплавленными рубиновыми спиралями, стопы и хумпаны, расписанные эмалевыми красками, с гербами заказчиков, портретами курфюрстов, жанровыми композициями.
Интерес представлял гарнитур граненого розового стекла 1830-х годов, включающий двенадцать предметов: поднос, вазы двух видов, флакон и бокалы, объединенные единым стилистическим решением (ныне хранится в Останкинском дворце-музее творчества крепостных).
Заслуживали внимания изделия молочного стекла, украшенные росписью. Среди них стакан с ограненным фасцетом туловом, на котором изображен сельский пейзаж со сценой жатвы. Сочетание крупного и мелкого рисунка создает многоплановость композиции. Край слива и нижняя часть стакана декорированы цветными полосами.
Среди экспонатов было также много предметов цветного стекла, в основном рубиновых и синих тонов.
Разнообразием и высоким мастерством исполнения отличалось собрание керамики. Согласно документам, в Остафьеве находились предметы древней восточной глиняной посуды, блюда родосского фаянса, древнерусские и восточные изразцы, итальянская майолика XVI-XVIII веков, изделия всех ведущих европейских фарфоровых заводов.
Образцом ренессансной керамики являлась итальянская майолика из коллекции Вяземских. Полихромная роспись многих предметов исполнена в беглой, эскизной манере. Характерным украшением декоративных блюд были мужские и женские профильные поясные изображения. Возможно, из Монтелупо происходят декоративные тарелки с карикатурно изображенными, пестро одетыми фигурами мужчин. Красочная гамма их строится в основном на сочетании желтого и синего цветов. Гордостью Остафьева являлись урбинские овальные блюда больших размеров с великолепными, остро исполненными гротесками из фантастических человеческих и звериных фигурок, ваз, сплетения стеблей, путти и прочего.
К памятникам немецкой керамики относятся двенадцать кружек из каменной массы с крупным рельефным орнаментом, с изображениями апостолов, сцен охоты на оленей, портретов императоров.
В состав коллекции фарфора входили столовые и чайные сервизы, вазы, декоративные блюда, произведения мелкой пластики.
Типичные образцы мейсенской продукции конца XVIII века – миска и два лотка в виде листа с загнутыми волнистыми краями и ручками, напоминающими согнутый стебель. В характерной для данной мануфактуры росписи преобладает реалистическое изображение цветов, фруктов, пестрых птиц и насекомых.
Богат декор севрских ваз и кашпо XVIII-XIX веков, отличающийся великолепием и торжественностью. Интерес представляли и несколько предметов старинного английского завода в Челси, украшенных яркой цветочной росписью и краснофигурной живописью, имитирующей роспись античных ваз. Вероятно, эти изделия привезла со своей родины мать Петра Андреевича – Евгения Ивановна.
Изделий русского фарфора было немного. Заслуживают внимания два кашпо первой половины XIX века, тулово которых декорировано росписью на сюжеты из древнегреческой мифологии, а также фарфоровая группа, изображающая трех молодых крестьянок, убирающих рожь, выполненная на Императорском заводе в начале XIX века.
Наряду с изделиями русских и европейских фарфоровых заводов в коллекции были и великолепные пластичные по форме вазы из Японии и Китая, приобретенные Верой Федоровной Вяземской, любившей восточные вещи.
Пожалуй, трудно назвать усадьбу, в которой светильники были бы представлены в таком количестве и разнообразии, как в Остафьеве. Коллекция эта формировалась в течение всего XIX века и насчитывала около трехсот предметов. В ней были представлены наиболее характерные осветительные приборы, бытовавшие на протяжении шести столетий и предназначенные для внутренних помещений: от кованых светцев для лучин до изящных жирандолей и роскошных фарфоровых и хрустальных люстр.
Среди простейших видов осветительных приборов было несколько железных каганцев и светцев русской работы, изготовленных, вероятно, в деревенских кузницах. Они являлись неотъемлемым атрибутом крестьянского быта. Датировать и определить место их изготовления сложно, поскольку в течение длительного времени они отличались устойчивостью форм. Стержни светцев были гладкие и витые. Некоторые из них – в виде узких воротец с подвижным средним стержнем, несущим железные зажимы для лучин. С распространением свечей светцы стали приобретать более сложную форму.
К интересным русским свечным осветительным приборам следует отнести находящийся в коллекции шандал XVII века, выполненный в виде вазы из поливной полихромной керамики (ныне хранится в Останкинском дворце-музее творчества крепостных). К этому же времени относятся и персидские керамические плошки (ныне хранятся в Серпуховском историко-художественном музее).
Одним из наиболее распространенных видов свечных осветительных приборов во всех европейских странах от раннего Средневековья до XIX века были подсвечники. Их форма отличалась большим разнообразием. Для создания подсвечников использовались различные материалы: железо, медь, латунь, бронза, фарфор и другие. Как свидетельствуют архивные материалы, в остафьевской коллекции было несколько подсвечников раннего и позднего Средневековья. Самым ранним из сохранившихся является металлический подсвечник на две свечи, датируемый XV веком. Несущая часть его представляет собой облаченную в одежду мужскую фигуру, стоящую на постаменте с высокими изогнутыми ножками. Руки служат своеобразными кронштейнами для профиток с венцеобразным поддонцем из просечного железа. Подобная форма подсвечников в Западной Европе оставалась популярной до начала XVII века.
О богатстве фантазии мастеров XVII века свидетельствуют несколько подсвечников не совсем обычной формы. Один из них, деревянный, выполнен в виде лягушки и украшен рядами вбитых в нее гвоздиков с крупными медными шляпками (ныне хранится в Останкинском дворце-музее творчества крепостных). Другой имеет форму колокола (ныне хранится в Останкинском дворце-музее творчества крепостных). Интересен и кованый железный подсвечник в виде дракона на трех изогнутых ножках с колпачком для гашения свечи.
Широкое распространение подсвечники получили в XVIII-XIX веках. В это время были созданы великолепные художественные образцы, совершенные по форме, со сдержанным декором. Примером тому могут служить многочисленные подсвечники из остафьевской коллекции. Среди них серебряный подсвечник начала XVIII века с фигурой Георгия Победоносца и парные металлические подсвечники английской работы XVIII века, выполненные в виде пирамиды-колонки.
Из золоченой бронзы исполнены русскими мастерами в начале XIX века две пары подсвечников строгих форм. Они имеют вид суживающейся книзу колонки, опирающейся львиными лапами на шар, увенчанной стройной вазообразной профиткой. Верхняя часть стержня одной пары подсвечников украшена рельефными козлиными головками, а другая – женскими ликами. Основания всех четырех подсвечников декорированы чеканными пальметками и виноградными гроздьями. Заслуживают внимания также изящные подсвечники, выполненные в виде ладьи.