Путеводитель по лесопаркам и заповедникам столицы
Неизвестный архитектор. Главный усадебный дом. 1801-1806. Южный (главный фасад).
Об интерьерах дома того времени сохранилось немного сведений. Известно, что из двадцати шести комнат к 1806 году успели расписать лишь восемь. Имена живописцев, которым уплатили за эту работу 800 рублей, остались неизвестными. Убранство комнат было сдержанным. Здесь не стремились поразить роскошью и обилием деталей. Для каждой из комнат нашли оптимальное сочетание художественных и утилитарных задач.
Одним из самых красивых помещений главного дома был двухсветный овальный зал с расписным кессонированным куполом. Он предназначался для приемов и выделялся в общей композиции центральным положением, размерами и великолепным качеством отделки. Торжественный характер придавали ему шестнадцать коринфских полуколонн, выполненных из искусственного мрамора, поддерживающих тонко прорисованный лепной карниз. Декоративный фриз с изображением грифонов, кентавров, львов и прочего, выполненный в технике гризайль, опоясывал стены зала. Над колоннадой находилась галерея, огражденная балюстрадой. С южной стороны над входом была устроена ниша с хорами для оркестра.
Мебели в зале было немного: диван, кресла и стулья строгих форм и прекрасных пропорций, окрашенные в нежно-серый, почти белый цвет с голубыми тягами, и несколько разнообразных столиков. Художественное убранство зала дополняли фарфоровые вазы и канделябры изысканной формы.
Семь высоких арочных окон и дверей раскрывали зал в сторону парка. Отсюда казалась бесконечной перспектива аллеи, которую впоследствии А.С. Пушкин назвал «Русский Парнас».
Главный усадебный дом. Овальный зал. Фотография 1907 года
Зал не был единственным помещением, где использовался ордер. В ином варианте его можно было видеть в спальной комнате, альков которой был оформлен портиком, образованным коринфскими колоннами. Комната эта располагалась в первом этаже и была задумана как «парадная опочивальня», но всегда служила «вседневной». В алькове помещалась кровать красного дерева. Здесь же стояли выполненные русскими мастерами в начале XIX века кресла, обшитые сафьяном, локотники которых заканчивались разными золочеными сфинксами. У кровати в киоте находились фамильные иконы, в числе которых -изображение св. княгини Иулиании Вяземской, особо почитаемой в семье.
Одна из комнат главного дома была решена в виде зала антиков. Гладкие поверхности ее стен украшал эффектно прорисованный декоративный фриз, в композиции которого использованы мотивы росписей этрусских ваз. В убранстве этой комнаты сказалось увлечение А.И. Вяземского памятниками античности. Экспонатами зала были несколько подлинных античных предметов. Это мраморный саркофаг, датируемый III веком н.э., украшенный традиционными мотивами декора: головой тритона и двумя амурами, выполненными в рельефе, один из которых восседает на грифоне, другой на пантере, римская погребальная урна с резной надписью (заключенная в рамку надпись гласила: «Каию Демицию первому, супругу наизаслуженному, Доминиана в усердии соорудила») и мраморный пьедестал III века н.э. с фигурами амуров, пана и сатира (При Петре Андреевиче Вяземском эти предметы были перенесены на галерею. Дальнейшая их судьба неизвестна). В этом зале стояли также мраморные бюсты – копии с античных оригиналов работы итальянских и французских мастеров второй половины XVIII века и копии этрусских ваз. На стенах висели гуаши и акварели со сценами из античной жизни.
Увлечение князя античностью проявилось и в оформлении столовой: на стене против окна в буфетную фреска изображала дворец римского императора Диоклетиана.
На первом этаже дома, кроме парадных комнат, располагались библиотека и кабинет князя, приспособленные для научных занятий. В библиотеке Андрея Ивановича находился физический кабинет, где хранились разнообразные научные приборы и инструменты, среди которых были уникальные: земные и небесные глобусы, электрическая машина, теллурий с «ходом планет вокруг солнца», астрономические и геодезические астролябии, секстанты, компасы, зрительные трубы, солнечные экваториальные часы, сфера армилярная, квадрант орудийный.
В тринадцати книжных шкафах «доморощенной работы» размещалась богатейшая библиотека князя, насчитывающая пять тысяч томов69. Ее состав, подбор авторов – своеобразный документ, в котором отразились черты эпохи и вкусы владельца. Она включала книги по философии, истории, политике, религии, искусству, археологии, путешествиям, военным наукам и другие, в основном на иностранных языках. Среди них произведения Руссо, Д'Аламбера, Гельвеция, Дидро, Фенелона, Ларошфуко, Лафонтена, Мармонтеля, Монтеня, Скаррона, Макиавелли, Плутарха, Дефо и иных авторов. Особенно широко было представлено творчество Вольтера.
В библиотеку Андрея Ивановича вошли также несколько книг князя Долгорукого (из рода Долгоруковых была мать Андрея Ивановича) и книги с монограммой К.И.В., принадлежавшие его отцу Ивану Андреевичу.
Здесь же в специальных витринах хранилась великолепная коллекция резных камней, насчитывающая около трехсот гемм и слепков. В основном это были работы талантливых английских художников-резчиков XVIII века Пихлера, Берча, Марчанта, Броуна: «Пан», «Меркурий», «Геркулес», «Минерва», Пляшущий сатир», «Дискобол», «Антеон с колчаном», «Весталка», «Афина Паллада», сцены войны и античной жизни и многие другие. Кроме того, были многочисленные камеи и интальи с изображением римских пап от Мартина V до Климента XIV, Юлия Цезаря, принца Вильгельма VI с супругой, эрцгерцога Фердинанда, Петра I, Екатерины II, выполненные в зеленой яшме, сердолике, горном хрустале, аметисте, топазе и халцедоне.
В соседних витринах размещалась небольшая коллекция золотых, серебряных и медных античных монет (В архиве Вяземских сохранился каталог античных монет, которых насчитывалось более ста. Об этой коллекции, о собрании медалей и физическом кабинете упоминали в своих книгах иностранные путешественники, посещавшие А.И. Вяземского), а в низеньких шкафах – коллекция минералов и руд, привезенная Андреем Ивановичем из Саксонии. Рядом находилось небольшое собрание египетских древностей с мумией ребенка, ящичек с амулетами, коллекция раковин и раритеты – клык и зуб мамонта, клешня краба, страусиное яйцо и прочее.
На высоких книжных шкафах стояли мраморные и гипсовые бюсты Аристотеля, Сократа, Сенеки, Цицерона, Ньютона, Вольтера и Адриана. Над ними висели четыре больших полотна в самодельных рамах, два изображали игры амуров, а два других «Античный сюжет» и «Альдобрандинскую свадьбу». Все они были выполнены в технике гризайль неизвестным художником второй половины XVIII века (ныне хранятся в Гос. Третьяковской галерее).
В простенках между окнами висел портрет итальянского поэта эпохи Возрождения Торкватто Тассо с собакой и копия портрета Екатерины II в русском платье, над дверью – картина неизвестного французского художника XVIII века «Пороги Нила и Ассуана». Здесь же можно было видеть серию акварелей на мифологические сюжеты неизвестного художника XVIII века.
Кабинет Андрея Ивановича представлял собой уютную комнату с камином из желтого мрамора, возле которого стоял шитый экран. Обстановка его была скромной. Простые книжные шкафы, расставленные вдоль стен, стол и четыре стула красного дерева «жакоб» с латунными тягами, раздвижное вольтеровское кресло с пюпитром и бюро с оригинальной наборной композицией.
В кабинете было много произведений живописи, в основном копий: портреты Петра I, Елизаветы Петровны, Екатерины II, русских вельмож, с которыми так или иначе был связан Андрей Иванович (Портреты Г. Потемкина, Г. Кушелева, П. Лопухина, А. Долгорукого, Е. Дашковой и других. Во второй половине XIX века в кабинете появились портреты В. Кочубея, И. Мазепы и Е. Пугачева), а также копия с известной картины Я. Амигони «Петр I с аллегорической фигурой Славы» и огромное полотно «Хвала цесаревичу Павлу», написанное неизвестным художником в 1780-е годы. Обращала на себя внимание работа неизвестного художника XVIII века, выполненная гуашью на пергаменте, «Возвращение из ссылки канцлера А. П. Бестужева-Рюмина».
На шкафах стояли бюсты Лафонтена, Мольера, Бецкого и Вольтера в кресле. В многочисленных папках хранилось большое количество гравюр, литографий, карт и планы европейских городов.
Во втором этаже дома располагались жилые покои. Их убранство осталось незавершенным. Известно лишь, что в одной из комнат хранились семейные реликвии – вещи царевны Натальи Алексеевны, родной сестры Петра I, подаренные ею двоюродной бабушке Андрея Ивановича княгине М. Ф. Вяземской, служившей у нее секретарем, а на стенах висели раскрашенные гравированные портреты Монтескье, Вольтера, Руссо, Гельвеция и другие.