Московские парки

Путеводитель по лесопаркам и заповедникам столицы

Остафьево

События. Часть 20

Главный усадебный дом. Карамзинская комната. Фотография 1907 года

Павел Петрович создал в Остафьеве мемориальную комнату своего отца Петра Андреевича Вяземского. Здесь находился его письменный стол (ныне хранится в Гос. Историческом музее в Москве), письменный прибор, песочница, гусиные перья, портфели, бювар, старые ящики для сигар. В конторке хранилась его посмертная маска. Сюда же из Баден-Бадена был перевезен диван, на котором он скончался. Обивка дивана была вышита Верой Федоровной. В особой витрине находился послужной список Петра Андреевича и его награды. В другой витрине были выставлены автографы писателей, гостивших в Остафьеве, визитные карточки французских поэтов Мюссе и Ламартина, первая глава «Евгения Онегина» с посвящением брату поэта Льву Сергеевичу, два томика стихов Мицкевича и прочее. На этажерке, как и при Петре Андреевиче, стояли миниатюрные портреты его родителей Андрея Ивановича и Евгении Ивановны, написанные Ксавье де Местром. Были здесь и портреты Петра Андреевича, исполненные в разные годы художниками Манизером, Дицом, Вагнером и другими, акварельные и карандашные портреты рано умерших дочерей Петра Андреевича Прасковьи, Надежды и Марии и небольшие пейзажи Эйкхорна с могилой Прасковьи Петровны в Риме.

Из произведений живописи обращали на себя внимание две картины неизвестного художника XVIII века «Прием европейского посольства турецким султаном» и «Парадный обед у визиря».

В 1883 году, уйдя в отставку, Павел Петрович стал чаще бывать в Остафьеве. Не раз его можно было видеть беседующим «на балконе остафьевского дома с крестьянином, отставным солдатом времен крымской войны, Мироном...». Любил слушать Павел Петрович и старинные русские песни в исполнении остафьевских крестьян.

В эти же годы П.П. Вяземский занялся реставрацией церкви, «пристрастился к саду, стал следить за лесом, за посадками, подсаживал... карамзинскую рощу, проводил в саду дорожки, ставил скамейки». В сохранившихся документах отмечено: «Куплено 37 кустов сирени...», «Наняты 134 поденщицы для делания газона в саду...», «Высажено газонной травы 20 фунтов...», «Куплено 5 дубков для подсадки напротив дома...» и т.д. Много внимания уделял князь оранжереям и теплицам, где выращивались персики, апельсины, лимоны, померанцы и другие редкие для Подмосковья плоды. Часть их шла на продажу. «Я без тщеславия могу сказать, что мною много сделано для устройства имения»,– говорил Павел Петрович.

Помощником во многих его начинаниях была дочь Екатерина Павловна, посвятившая свою жизнь изучению флоры и фауны средней полосы России. Итогом ее многолетней работы стал созданный ею уникальный естественно-исторический музей в усадьбе Михайловское. Усадьба Михайловское расположена в Подольском районе Московской области, в 20 километрах от Остафьева.

В 1888 году Павел Петрович скончался. Через год умерла его жена Мария Аркадьевна. Владельцем усадьбы стА.И. сын Петр Павлович. Это ему еще в 1867 году писал из-за границы П.А.Вяземский: «... На память обо мне погуляйте на пригорке за оврагом, по левую сторону от дома, а там луг, который ведет к реке и к Резанову. Боюсь только, что все деревья на пригорке вырублены. Если так, то посадите новые».

В молодости Петр Павлович служил офицером в 1-м Сумском гусарском полку, а затем в дивизионе Казачьего полка под началом П. Валуева. В то время он увлекался литературой и театром. В архиве сохранились его литературные опыты и устав Общества свободных артистов, членом которого он состоял.

После ухода в отставку Петр Павлович жил в Петербурге, и Остафьево стало терять свою прежнюю притягательность, сдавалось внаем случайным людям. Он перевез в столицу некоторые произведения искусства, предметы наборной мебели, портреты П.Ю. Гагариной кисти Грасси и ее мужа Ф.С. Гагарина работы Лампи, Павла Петровича Вяземского, написанный К.Маковским, портреты членов семьи Мордвиновых, некоторые миниатюры, в том числе созданный Ксавье де Местром в начале XIX века для карманной книжки А.И. Вяземского групповой портрет троих его детей в рост – сына Петра и двух дочерей, акварельные портреты Н.М. и Е.А. Карамзиных, исполненные П. Соколовым по просьбе П.А. Вяземского, и многое другое (После Великой Октябрьской социалистической революции все вещи Петра Павловича Вяземского, в том числе и остафьевские, находились в квартире графа Адлерберга на Таврической улице в Петербурге, откуда в 1920 году, по просьбе Екатерины Павловны Шереметевой и ее сестры Александры Павловны Сипягиной, были перевезены Н.Г. Пиотровским в бывший дом Шереметевых на Фонтанку, 34, где размещался Музей быта. Данные приводятся по сохранившейся в архиве Шереметевых переписке Е.П. Шереметевой и А.П. Сипягиной с Н.Г. Пиотровским и В. Финне, доверенным Петра Павловича Вяземского).

Об Остафьеве этого времени можно судить по письму современника: «...Впечатление от обозрения остафьевского дома осталось крайне грустное. Оно напомнило мне последнюю главу из «Дворянского гнезда», когда молодое поколение приехало в усадьбу своих отцов и дедов, старое и насиженное гнездо, но тогда уже начавшее приходить в упадок. Так и тут. Старина и любовь ко всему изящному, древнему, родному, оригинальность – на каждом шагу, но все это в беспорядке... Меня... более всего интересовала библиотека и архив, который, к удивлению моему, еще и там остался, и в довольно большом количестве. Несколько ящиков просмотрел: оказалось целое море писем... Всех ящиков не мог открыть, а по наклейкам на них значатся бумаги кн. П.А... Книг необозримое море... Большая коллекция старых журналов – так и вспомнились те ожесточенные брани литературные, которые велись в 20-30-х годах. Весь низ дома представляет из себя музей самого разнородного содержания: художеств, отдел, оружейный отдел... минералогический, физический, монетный и мн. др... Чудная, восхитительная аллея из лип... Вы входите в нее прямо из залы, спустившись только с трех ступенек... И вот – подумаешь – судьба: в тех аллеях, где некогда гулял весь цвет нашей умственной интеллигенции 20-30-х годов, там теперь разъезжают на велосипедах сыновья булочника московского Филиппова. Весь верх дома сдается, и вот там-то поселились теперь Филипповы... Право, становится и грустно, и жалко, и гадко за наследника, которому, очевидно, вся эта ноша не по силам» (Письмо написано в июне 1895 года, а годом раньше П.П. Вяземский уже вел переговоры о продаже Остафьева).

В конце 1890-х годов, нуждаясь в деньгах, Петр Павлович продал усадьбу С.Д. Шереметеву, женатому на его родной сестре. При Шереметевых Остафьево было превращено в музей.