Московские парки

Путеводитель по лесопаркам и заповедникам столицы

Остафьево

События. Часть 19

Главный усадебный дом. Комната М.А. Вяземской. Фотография 1920-х гг

В 1880 году ко дню открытия памятника Пушкину в Москве Павел Петрович издал семь автографов поэта и написал небольшую книгу «А.С. Пушкин по документам остафьевского архива и личным воспоминаниям». В книге он рассказал о своих встречах с поэтом, о его «щегольской, уютной» квартире в Москве на Арбате, о прогулках с ним и Натальей Николаевной в 1835-1836 годах в Петербурге. О частых встречах его с Пушкиным в домашней, непринужденной обстановке свидетельствует созданный шестнадцатилетним Павлом портрет поэта, написанный пером на обложке ученической тетради по геометрии. Этот рисунок, на котором поэт запечатлен в домашней одежде, является уникальным биографическим и историко-бытовым документом.

В Остафьеве, в карамзинской комнате, Павел Петрович создал мемориальный уголок великого поэта. Сюда после 1884 года ()Датировка основана на свидетельствах Н. Барсукова, Е. Опочинина, С. Шереметева и других, видевших пушкинские реликвии в 1884 году во флигеле петербургского дома Шереметевых на Фонтанке, где провел последние годы жизни П.П. Вяземский. В январе 1887 года Павел Петрович предоставил некоторые из них на выставку, посвященную 50-летию со дня смерти великого поэта., выполняя волю отца, он перевез из Петербурга реликвии А.С. Пушкина, подаренные его вдовой Натальей Николаевной Петру Андреевичу Вяземскому и завещанные им сыну. Среди них – письменный стол поэта, на котором в кипарисовой витрине-футляре (Витрина была заказана Е. Опочининым по просьбе П.П.Вяземского в 1880-е годы. Впервые в ней жилет был представлен на выставке 1887 года) лежал жилет из черного тонкого сукна со следами крови. Этот жилет, простреленный пулей Дантеса, был снят с раненого Пушкина. Здесь же была приложена записка П.А. Вяземского: «Для хранения в Остафьеве. Жилет А.С. Пушкина, в котором он дрался 27 января 1837 г....»

В этой витрине лежала перчатка П.А. Вяземского (другая, парная к ней, была положена в гроб А.С. Пушкина), свеча с панихиды и кора с березы, возле которой Александр Сергеевич стоял во время дуэли. В стеклянную крышку витрины Павел Петрович вставил карандашный рисунок места дуэли, выполненный художником Красницким.

Рядом на столе находилась камышовая трость Пушкина и небольшой чугунный бюст поэта работы А.И. Теребенева, отлитый в 1830-е годы. Его купил в начале 1880-х годов Е. Опочинин и подарил Павлу Петровичу вместо такого же, но не сохранившегося, приобретенного еще Петром Андреевичем через П.В. Нащокина и прежде находившегося в Остафьеве. На столе стояли также литографический портрет В.А. Жуковского, подаренный им Пушкину в 1820 году, с надписью «Победителю ученику от побежденного учителя...» и акварельный портрет жены поэта кисти В. Гау.

В комнате висело несколько портретов поэта, в том числе хорошая копия с работы О. Кипренского, выполненная Г. Арбеньевым и приобретенная П.П. Вяземским у Н. П. Барсукова, и изображение Пушкина в гробу, написанное А.А. Козловым для П.А. Вяземского.

Хранилась здесь и бронзовая медаль работы Чукмачова (данные приводятся по Описи вещей Пушкина из коллекции П.П. Вяземского), на одной стороне которой был изображен А.С. Пушкин, а на другой выбито четверостишие из его стихотворения «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...».

Особенно ценными экспонатами были тринадцать автографов поэта, в числе которых его письма к П.А. Вяземскому, В. А. Жуковскому, П.А. Катенину и другие.

Свято, как память, хранил Павел Петрович и ящичек с пятью щепами, подобранными А.С.Пушкиным и П.А.Вяземским в 1828 году на месте казни декабристов у Петропавловской крепости.

Наряду с пушкинскими реликвиями в этой же комнате были собраны вещи, принадлежавшие Н.М.Карамзину: письменный стол (ныне хранится в Гос. Историческом музее в Москве), за которым он писал «Историю государства Российского», конторка, полосатый жилет, кровать, на которой он скончался (Кровать привез из Петербурга Петр Андреевич Вяземский. При Павле Петровиче она была перенесена в «образную»), бюст Карамзина и муза истории Клио.

На стенах карамзинской комнаты висели портреты друзей и знакомых Пушкина, Вяземского и Карамзина – Давыдова, Мицкевича, Батюшкова, Боратынского, Гоголя, Дмитриева, Жуковского и других. Большой интерес представляло живописное полотно «Субботнее собрание у Жуковского», написанное художниками Мокрицким, Зеленцовым и другими, принадлежавшее Жуковскому. В 1841 году, уезжая за границу, Василий Андреевич передал картину Вяземскому, чтобы он поручил какому-нибудь художнику написать в ней себя, постоянного посетителя суббот. По каким-то причинам Петр Андреевич не смог исполнить желания Жуковского, а картина так и осталась у него.

В комнате были также две аллегорические картины на темы Отечественной войны 1812 года – «Слава Кутузова» и «Слава Александра I» и гравированные портреты некоторых героев войны.

Сайт для мам
Женщине, готовящейся стать матерью, предстоит длинный марафон вынашивания плода. Здоровье будущего малыша зависит от того, как будущая мама заботится о нём, пока он ещё не родился. Есть пособия, которые детально описывают течение беременности, чем, например, 30 неделя беременности отличается от 20. Следование проверенным временем методикам поможет и маме и ребёнку сохранить здоровье.