Путеводитель по лесопаркам и заповедникам столицы
Вазы. 1860-е гг. Севр
Богатство и нарядность интерьерам конца XVIII – начала XIX века придавали многочисленные канделябры. Канделябры остафьевской коллекции отличались большим разнообразием композиционных решений. Среди них были изделия как русских, так и европейских мастеров. Стояном некоторых служили антикизированные женские крылатые фигурки, как бы парящие в воздухе, амурчики, держащие в поднятых руках светильники в виде «букетов» из расходящихся рожков, напоминающие стебли лилий, а также сфинксы с треножником на голове. В их декорировке дополнительно использованы маскароны, пояски в виде пальметт и акантового листа, гирлянды цветов.
После египетских походов Наполеона в осветительной арматуре широкое распространение получили египетские мотивы. В Остафьеве были парные канделябры на шесть свечей каждый, стержнем которых служили строгие, фронтально стоящие фигурки египтянок, утвержденные на постаменте в виде усеченной пирамиды, украшенном золочеными бронзовыми накладками.
Важную роль в освещении интерьеров играли также навесные осветительные приборы – разнообразные стенники и бра. В остафьевской коллекции было несколько стенников XVIII столетия с основанием в виде блестящей медной пластины, обрамленной в деревянную резную раму фигурной формы с прикрепленными к ней профитками для свечей. Большой интерес представляли стенники XVIII века на две-три свечи с зеркальным отражателем, украшенным гравированным орнаментом и хрустальным убором (ныне хранится в Останкинском дворце-музее творчества крепостных).
Сохранилось семь видов многорожковых бронзовых бра конца XVIII – начала XIX века из остафьевской коллекции. Из них заслуживают внимания бра на три свечи, выполненные в виде стилизованного вазона с плодами в раструбе на ленте, завязанной наверху в бант. Нижняя, суживающаяся часть его заканчивается гроздью винограда. Тулово вазона и кронштейны покрыты тонко проработанными антикизированными растительными мотивами. Сочетание матовой и полированной поверхности, ровных плоскостей и богато разработанных рельефов, уверенная проработка деталей свидетельствуют о незаурядном мастерстве бронзовщика-чеканщика (ныне хранится в Останкинском дворце-музее творчества крепостных).
Одной из древнейших форм осветительной арматуры были фонари. В коллекции Вяземских было несколько фонарей XVII-XVIII веков призматической и цилиндрической формы, украшенных хрустальным убором, и более скромные.
Наряду с упомянутыми изделиями в коллекции находилось большое количество осветительных приборов, выполненных из дерева: люстры, подсвечники, напольные и настольные канделябры, стенники, ладаницы. Редчайшими памятниками немецкой деревянной пластики XVI века являются сохранившиеся до наших дней четыре резных канделябра в виде фигур ангелов, держащих в руках пятисвечники. Мягкие складки одежды подчеркивают пластическую форму их тел, создавая при этом игру светотени. Обращала на себя внимание деревянная резная люстра немецкой работы XVII века, украшенная резными головками сатиров и животных. Ряд деревянных осветительных приборов имитировал дорогую золоченую бронзу. Это резные золоченые по левкасу канделябры первой половины XVIII века, в которых ярко выражены великолепные традиции русской деревянной резьбы (ныне хранится в Останкинском дворце-музее творчества крепостных). Их стояны напоминают изогнутые стволы деревьев, переходящих вверху в пять витиевато переплетенных ветвей, образующих широкую крону и служащих кронштейнами для профиток.
Представление об остафьевской коллекции осветительных приборов было бы неполным без упоминания о лампах-масленках. Две лампы XIX столетия состоят из фарфоровых резервуаров в бронзовой, орнаментированной чеканкой, оправе с ручками в виде крылатых драконов. В их вазообразных формах, бирюзовой расцветке («севрская лазурь») и сюжетах росписей – явное подражание произведениям французских мастеров середины XVIII века. На одной из ламп – распространенный в то время сюжет «шинуазри» – вольный пересказ сцен китайской жизни.