Путеводитель по лесопаркам и заповедникам столицы
К.И. Минеева
Градостроительный замысел. Начало проектирования Царицына совпало с периодом, когда главное внимание зодчих было направлено на работы по упорядочению застройки центра Москвы. В то время, как северо-западная часть столицы, связанная с дорогой на Петербург, реконструировалась и украшалась великолепными дворцовыми зданиями, южные территории города, отрезанные Москвой-рекой, долгое время не меняли сколько-нибудь существенно свой облик.
Радикальные меры по преобразованию этих территорий были намечены Баженовым в связи с проектированием нового кремлевского дворца для Екатерины II. Дворец был задуман с учетом его восприятия с далеких расстояний, главным образом с южных подъездов к столице. Проектируя дворец, Баженов наметил раскрыть на него перспективы не только с отдаленных точек города, от Крутиц и Новоспасского монастыря, но и со стороны подмосковного дворца в Коломенском.
Известно, что проект дворца и кремлевской перестройки не был осуществлен, но задача художественной организации южных подъездов к Кремлю, главным образом с серпуховского направления, встала вновь в связи с решением Екатерины II возвести ряд резиденций к югу от Москвы.
Тщеславная императрица пожелала раскрыть Царицынский ансамбль к Серпуховской дороге, по которой прибывали в то время в Москву посольства из Турции и Персии, планировочно связать его с парадной Петербургской перспективой.
Первые чертежи Царицына, о которых Баженов упоминает в «памятной записке для доклада Екатерине II от 3 декабря 1775 года», до нас не дошли.
Возможно, к одному из первоначальных вариантов планового решения Царицынского дворца относится карандашный контур неизвестного здания возле реки Городенки, изображенной на Кантемировом плане села Черная грязь 1775 года. Главный фасад этого здания обращен к Каширской дороге. В красивом и оригинальном рисунке плана угадывается архитектурный почерк Баженова. Видно, что этот компактный вариант плана загородного дворца, представляющий первую идею композиции Царицына, не опирался еще на конкретное задание, которое Екатерина II дала только после окончания ходынских праздников. Но он свидетельствует о том, что Баженов в преддверии строительства тщательно изучал местность, искал наиболее выгодные точки обзора будущего ансамбля, прикидывал варианты его размещения и композиции. Он искал и нашел те исходные точки панорамного обзора будущего Царицына, при которых оно воспринималось в единстве с Кремлем и органично включалось в композицию южных подъездов к Москве. С Серпуховской дороги — это было древнее село Котлы, а с Каширской — село Сабурово. С этих точек, при радиусах обозрения местности в десять-пятнадцать километров, раскрывались целые системы пространств, представлявшие грандиозное зрелище.
Прямой дорогой через Котлы Баженов подключил Царицыно к Серпуховской дороге, на которой при въезде в Москву уже стояли монументы воинской славы, воздвигнутые в честь заключения Кючук-Кайнарджийского мира. Это был шаг к воплощению в натуре давней мечты московских зодчих о воссоединении Петербургской перспективы с древней Серпуховской дорогой в единую парадную магистраль, соединявшую обе столицы с югом России.
Величие образа будущего ансамбля Баженов раскрыл уже в эскизном проекте «фасада села Царицыно».
Проект Царицына Баженов разрабатывал в тот момент, когда в русской архитектуре при господстве традиций барочного искусства устанавливался и набирал силу новый стиль, вошедший в историю зодчества как классицизм.
1 июня 1773 года в знаменитой речи при закладке Кремлевского дворца Баженов, обосновывая принципы русской архитектуры, назвал целый ряд сооружений отечественного зодчества, которые стоят рядом с самыми прославленными памятниками мировой культуры. Он наметил путь к синтезу классических начал с самобытной и яркой красотой древнерусской архитектуры. Свои идеи он воплотил позднее в осуществленном проекте Царицынского ансамбля.
Говоря о самобытности и своеобразии древнерусского зодчества, Баженов напомнил о красоте Лефортовского ансамбля. «Прекрасен берег аннинского дворца и мосты…» — сказал он тогда. Лефортово, несомненно, послужило для Баженова одним из творческих импульсов при работе над проектом Царицына. Развивая градостроительные и планировочные идеи Лефортова, он наполнил их новым содержанием, связанным с поисками новых форм национальной архитектуры.
Предыдущая | Оглавление | Далее