Путеводитель по лесопаркам и заповедникам столицы
К.И. Минеева
Генеральный план. План села Черной грязи 1775 года, снятый при Кантемирах, является пока единственным графическим документом, наиболее подробно отразившим архитектурно-планировочные особенности композиции усадьбы Черная грязь с XVII века до конца третьей четверти XVIII века, на основе которого Баженов разработал и осуществил свой проект императорской резиденции Екатерины II — Царицыно. В соответствии с общим замыслом объемной композиции ансамбля и с конкретными условиями места Баженов разработал эскиз генерального плана села Царицына.
Сохраняя древнее месторасположение садов, хором и церкви, Баженов расширил двор Кантемировой усадьбы до большого оврага. На месте старых хором запроектировал главный дворец Екатерины и Павла и перед ним, для особо торжественных случаев, Большой кавалерский дворец. Трехмастная композиция группы основных дворцов, вписанных в фигуру равностороннего треугольника, прочно закрепила композиционный центр ансамбля.
План села Царицына: 1 — Большой мост через овраг, 2 — Кавалерский дворец с круглой залой, 3 — Шестигранный павильон, 4 — Крестообразный домик, 5 — Фигурный мост, 6 — Камер-юнфарский павильон, 7 — Малый дворец Екатерины II, 8 — Оперный дом, 9 — Фигурные ворота, 10 — Церковь, 11 — Лакейский дом, 12 — Большой кавалерский дворец, 13 — дворец Екатерины и Павла, 14 — Конюшенный корпус, 15 — Управительский дом, 16 — Башня с часами, 17 — Хлебный дом
В качестве главной планировочной оси ансамбля Баженов избрал идущую по верху берегового склона прямую березовую аллею Кантемирова сада и ее направление со стороны въезда из Коломенского закрепил Большим мостом через овраг и Фигурным мостом через дорогу из Москвы.
В южном конце «березовой перспективы» поставил Фигурные ворота в парк, на средней аллее партерного сада, «у бока садового» — приемный дворец Екатерины II, или Оперный дом, на площадке «Земляной пирамиды» вместо зеленой беседки Кантемира -Малый полуциркульный дворец Екатерины II. Между мостами на «березовой перспективе» Баженов запроектировал кавалерские павильоны для почетного караула императрицы. Сохраняя церковь Кантемира, периферийную линию застройки продлил по направлению оврага объемами восьмигранного Лакейского дома и домиком управителя. Полукольцо застройки замкнул большим объемом Хлебного дома и растянутой галереей — переходом из Хлебного дома во дворец Павла.
Планировка усадьбы получила замкнутый характер. Подобное расположение зданий напоминало старые государевы дворы с хоромами, окруженными асимметричной застройкой из подсобных зданий. Но в основе баженовского генерального плана Царицына лежит геометрическая правильность построения, свойственная классицизму. Кажущаяся живописность расположения сооружений ансамбля на деле строго логична, так как они вписаны в модульную сетку осей, которая изображена на подлинном чертеже Баженова.
Разрабатывая генеральный план, Баженов рисовал одновременно и планы сооружений. Планы баженовских построек в Царицыне в высшей степени оригинальны по своему решению. Любовь к криволинейным пространствам, преобладание круга, овала и многогранника в рисунке планов, круглые башни, скругленные углы и выступы создают мягкие переходы от одной формы к другой и живописную светотень, выявляющую пластику архитектуры и декора. При выборе плановых решений Баженов стремился также отразить в них функциональное назначение того или иного объекта.
Планы центральной группы главных дворцов наиболее уравновешены и классичны. План Большого кавалерского дворца, предназначенного для дворцовых приемов, состоит из двусветной купольной залы, окруженной с четырех сторон анфиладами прямоугольных гостиных. Императорские дворцы Екатерины и Павла, судя по их планировке, явно не предназначались для парадной жизни: в них отсутствует анфиладность и контрастная смена парадных комнат различной формы. Небольшие вестибюли этих зданий с красивыми лестницами и крыльцами со стороны площади отделены глухой стеной от главных зал, ориентированных в сад. Во внутренние покои можно было пройти только через узкие лестницы, скрытые в проходах здания.
Предыдущая | Оглавление | Далее