Путеводитель по лесопаркам и заповедникам столицы
К.И. Минеева
Баженовская панорама глазами современников. Московский главнокомандующий Я.А. Брюс, посетивший Царицыно еще в ноябре 1784 года, в письме к Екатерине II выразил свое восхищение: «…равно был я в Царицыне, где строение образом наилучшим отделано… Вид же Царицына при въезде так хорош и приятен и великолепен, и паче в своем особом роде как истинно ничего для глаз так приятного я не видел».
С тех пор как были написаны эти строки, прошло более двухсот лет. За это время дворцы Екатерины и Павла сменил другой дворец. На месте Большого кавалерского дворца создана открытая площадь, выстроена высокая колокольня церкви, исчезла часть павильонов по «березовой перспективе», давно нет берез, их заменили липой, за разросшимися деревьями скрылись многие постройки ансамбля… И все же то, что осталось от Царицына, неотразимо прекрасно.
И сегодня мы видим широкое водное зеркало древнего пруда, парадно раскрывающее панораму ансамбля. Нас поражает величавая картина архитектуры и ландшафта. Но мы видим только руины ансамбля, которые придают романтический вид прекрасному природному окружению. Современников же Баженова восхищала более всего красота и новизна архитектуры, которая представала перед ними в прекрасных жизнеутверждающих образах.
Так же как в Ходынских строениях, в архитектуре Царицына Баженов использовал характерные формы древнерусского зодчества. Царицыно он выстроил из исконно русских материалов и в тех же соотношениях, которые были выработаны московскими зодчими в течение столетий. Фундаменты и цоколи царицынских зданий сделаны из белого камня, стены из кирпича, завершения снова из белого камня. Мажорные сочетания кирпичных стен сооружений и их белокаменного декора с «золотом» крыш сообщали ансамблю необычайно нарядный вид, рождая ощущение радости и праздничности.
Воссоздадим мысленно отдельные картины панорамы с Московской дороги. Уже издали привлекали внимание декоративная архитектура Большого моста через овраг, Большой кавалерский дворец в открытом пространстве площади, Малый дворец Екатерины II на ступенчатой пирамиде, выдвинутой первым планом к пруду, и приземистая арка Фигурного моста, перекинутого через дорогу из Москвы при въезде на усадьбу.
Большой мост через овраг и фрагменты декора Большого моста через овраг
Легко и свободно развертывается композиция Большого восьмидесятиметрового моста через овраг. Центральная часть его выделена широкими стрельчатыми арками. Жгутовые обрамления арок, пучки вытянутых полуколонн, люкарны с лучистыми звездами решеток, зигзагообразный пояс и белокаменные вставки в виде кругов и ромбов создают красивую и насыщенную декорацию. Большие и малые круги, звезды решеток, застывшие в камне солнечные лучи, ромбы и диски в декоре стен моста изображают солярные знаки, связанные с культом неба и плодородия земли. Фантастическая архитектура моста и символика его декора в единстве с величавыми картинами природы должна была рождать мысли о красоте и необъятности мироздания.
В упомянутом выше донесении Я.А. Брюса Екатерине II сказано, что этот мост, или «акедюк», «имеет вид огромный и великолепный, так что достоин памяти потомству царствования Вашего величества и напоминает век древнего Рима».
Рядом с Большим мостом на пригорке Шипиловского пруда стоит и сегодня Кавалерский дворец с круглой залой. Вся красота этого здания заключалась в необычной крыше, которая до нас не дошла.
Кавалерский дворец с круглой залой; фасад и план Кавалерского дворца с круглой залой. Чертежи В.И. Баженова
На баженовском изображении дворца можно видеть конусную крышу круглого зала, увенчанную красивым бельведером, и овальные купола угловых гостиных. Благодаря сочетанию этих форм, дворец отовсюду выглядел неожиданно ново: со стороны прудов первым планом выступали купола овальных зал и бельведер, с площади — конусная крыша ротонды, к Большому мосту через овраг дворец смотрится вполоборота -всех точек осмотра не перечтешь.
С далеких расстояний привлекал внимание ступенчатый купол Большого кавалерского дворца. Он как бы царил над окружающим пространством. Вертикали пилястр, законченные высокими шпилями, издали воспринимались как колоссальные флагштоки, а огромные стрельчатые окна первого этажа как триумфальные арки. Летящие ввысь шпили, создавая выразительный ритм, сообщали архитектуре дворца легкость и динамичность. Величавые пропорции, покоряющее единство ритма характеризовали это высокое произведение архитектуры как сооружение общественного назначения.
Въезд в Царицыно из Москвы подчеркивает широкая арка и башни Фигурного моста, перекинутого через дорогу. Национальный характер его архитектуры в единстве с символикой белокаменных георгиевских крестов над монументальной аркой въезда раскрывает основную идею композиции ансамбля, посвященного прославлению могущества России.
В архитектуре Фигурного моста Баженов наиболее ярко отразил традиции допетровского зодчества, и в частности традиции московского барокко. Сочетание кирпичной кладки моста с белокаменными цоколями и уборами башен роднит его с постройками XVII века. Такие характерные детали, как двурогие зубцы и горизонтальный руст в декоре башен, кирпичные выкладки «в шашечку» над аркой моста, круглые белокаменные столбики на фоне кирпичного парапета галереи, и другие детали имеют много аналогий в русском зодчестве XVI-XVII веков.
Архитектура моста взаимосвязана с Малым дворцом Екатерины II, как бы вырастающим из пруда на ступенях земляной пирамиды.
Малый дворец, приподнятый над уровнем пруда почти на двадцать метров, и пирамида с дороги производят внушительное впечатление. Сокращающиеся вверх уступы пирамиды и вертикали архитектурного декора дворца создают впечатление устремленности ввысь. Декоративная композиция дворца на земляной пирамиде, увенчанная «золотым» куполом и вензелем Екатерины II «в лучах славы» в единстве с георгиевскими крестами Фигурного моста воспринималась как эмблема Царицына.