Путеводитель по лесопаркам и заповедникам столицы
К.И. Минеева
Планировка Оперного дома и Малого дворца Екатерины II, рассчитанная на приемы и увеселения узкого круга приближенных императрицы, в графическом изображении выглядит причудливым и в то же время изысканным орнаментом. В этих сложных планах угадывается многообразная пластика сводов, создававших красоту интерьеров. С помощью такой планировки достигалась необычайная живописность интерьеров: игра света и тени контрастно выявляла разнообразные формы внутренних пространств, иллюзорно углубляла их перспективы, сообщала архитектуре интерьеров какое-то неуловимое движение.
Оперный дом с берёзовой перспективы
Оригинальна планировка увеселительного павильона с бельведером, известного теперь под названием Кавалерского дворца с круглой залой. В связи со строительством Большого моста через овраг намеченное ранее месторасположение этого здания и его планировка были изменены: дворец был отнесен на берег пруда. Вместо ранее запроектированного осевого прохода через полукруглый выступ здания со стороны церкви был построен круглый зал с четырьмя столпами в центре, поддерживающими башню-бельведер. Сочетание прямоугольника с кругом в плане стало основой многофасадной, асимметричной композиции павильона.
Хотелось бы обратить внимание читателя на планировку обслуживающих зданий, благодаря которой они органично вошли в композицию ансамбля парадной площади. Такова, например, планировка Хлебного дома (на третьем плане панорамы). Внутренняя жизнь этого производственного здания со стороны площади была скрыта. В квадратный план Хлебного дома Баженов вписал хозяйственный двор, повторивший внешний контур здания. Через арочные проходы здания со стороны оврага и парка связал двор с дорогой к оранжерейному мосту и службами усадьбы.
Оригинальна планировка восьмигранного Лакейского дома, которую образуют два перекрещенных креста. Они организуют семь жилых секций для прислуги из двух комнат и вестибюль. Восемь секций объединяла купольная зала в центре здания.