Московские парки

Путеводитель по лесопаркам и заповедникам столицы

К.И. Минеева

Царицыно

Глава вторая

Царицыно времени Баженова (продолжение)

Панорама. Так же как Лефортово, баженовский ансамбль построен на принципах многоплановой перспективной композиции: первый план фасада села Царицына со стороны прудов и въезда из Москвы образуют мосты, павильоны и Оперный дом, расположенные вдоль берега пруда. На втором плане в центре панорамы среди сооружений выделяется Большой кавалерский дворец и за ним, на третьем плане — Хлебный дом. Вдали, за оврагом, рисуется силуэт башни с часами и конюшенный корпус.

Композиция фасада застройки развернута со стороны прудов вглубь к Хлебному дому: высота застройки от одноэтажных павильонов нарастает через двухэтажные дворцы второго плана к высотной композиции башни. В подобном порядке нарастает и протяженность зданий: от павильонов, через дворцы, к самым протяженным зданиям — к Хлебному дому и конюшенному корпусу, которые служат фоном для сооружений первого и второго плана. Постройки, отступая вглубь, частично проецируются друг на друга. В интервалах между ними раскрываются здания следующих планов, благодаря чему, по замыслу Баженова, четырехсотметровый фасад села Царицына с дальних точек обзора должен был смотреться слитно, создавать впечатление единого протяженного здания, которое подобно Кремлевскому дворцу служило бы архитектурной доминантой обширного исторического ландшафта. Баженов контрастно выявляет горизонталь силуэта застройки вертикалью ярусной башни с часами, которая должна была служить высотным ориентиром ансамбля.

О роли, которую отводил Баженов этой башне в крупномасштабной композиции Царицына, свидетельствует его письмо к Екатерине II, в котором он просит разрешение на строительство башни на Поповой горе при въезде из Коломенского. С сооружением башни на этом месте, по его мнению, «украсилось село Царицыно, еще более сим фаросом и прибыло бы величавости всему фасу от прудов и от въезда из Москвы» (башню Баженов так и не успел построить).

Предыдущая | Оглавление | Далее