Путеводитель по лесопаркам и заповедникам столицы
К.И. Минеева
Указ о разборке баженовских дворцов Екатерины и Павла был дан 18 марта 1786 года; 18 июля этого же года была произведена закладка нового дворца «по вновь конфирмованному сочиненному архитектором Казаковым плану…».
Уже с самого начала проектирования нового дворца Казаков должен был подчиниться волевому решению Екатерины II об изменении внутренней планировки баженовского дворца. Она писала Павлу о том, что ее не устраивали тяжелые своды, узкие лестницы и слабая освещенность зал. Императрица потребовала более репрезентативного решения архитектуры нового дворца.
«Генеральный план строению в селе Царицыне близ Москвы». Чертёж М.Ф. Казакова
Казаков с большой осторожностью подошел к новому заданию: фасад дворца он разработал в двух вариантах, не спешил сносить Кавалерский дворец; видимо, он хотел убедиться в возможности его сосуществования с архитектурой нового дворца, а может быть, и из сочувствия к горькой участи Баженова.
Пока строилось баженовское Царицыно, классицизм стал ведущим направлением развития русской архитектуры. Казаков, учитывая новые пожелания Екатерины II, разработал проект дворца на принципах классицизма. В отличие от барочных «орнаментальных» планов баженовских построек планировка казаковского дворца строго классична, в ней все ясно и логично. План дворца составляли два «квадрата», соединенные между собой узким корпусом галереи. В «квадратах» с башнями по углам проектировались покои Екатерины и Павла, в двусветной галерее — анфилады парадных зал, к которым из вестибюля подводили две парадные лестницы. Главный вход во дворец Казаков расположил в середине здания, раскрыл перед ним площадь, к входу подвел обширные полукруглые пандусы, на оси дворца запроектировал обелиск и таким образом изменил асимметричную планировку баженовского ансамбля, перестроил ее по осевой схеме классицизма. Статичная форма круглой площади и обелиск должны были парадно завершить длинный путь из Москвы в Царицыно.
Фасад Большого дворца в Царицыне. Осуществлённый вариант
Новые требования к архитектурно-планировочному решению композиции дворца повлекли за собой увеличение площадей внутренних помещений и объема всего здания.
По сравнению с баженовским дворцом, где все три корпуса имели протяжение в 59 сажен и 1 аршин, казаковский дворец проектировался длиной в 68 сажен; баженовские корпуса имели ширину 14 сажен, казаковский — 20 сажен. Расширение дворца произошло в основном за счет цветников партерного сада.
Сначала Казаков запроектировал дворец в три этажа. Восемь шатровых крыш над башнями дворца и фигурная крыша галереи, бельведер, увенчанный гербом Российской империи, должны были создать мощный архитектурный акцент, выделить императорский дворец в панорамах исторического ландшафта. Шатры дворца ассоциировались с башнями Кремля, с коломенской церковью Вознесения, с шатровыми церквями сел; они отдаленно напоминали островерхие крыши разобранного Коломенского дворца царя Алексея Михайловича.
Декор Большого дворца
В целях ансамблевого оформления главной магистрали столицы Казаков явно стремился установить художественную связь своей постройки с архитектурой Петровского дворца на Петербургской дороге.
Но помпезный вариант композиции трехэтажного дворца в Царицыне все-таки был отвергнут, так как был явно несомасштабен баженовским постройкам и не в характере их архитектуры.
Он был не принят еще и потому, что ведущую роль в его композиции получила галерея-связка, а не главные объемы дворца, в которых проектировались личные апартаменты Екатерины и Павла.
Дворец выстроили по второму проектному варианту в два этажа, который позволил более тактично вписать его в частично сохраняемый ансамбль баженовских сооружений. Но полной гармонии все-таки достичь не удалось.
«Геометрический план селу Царицыну с около лежащею ситуациею»
Сравнивая новый дворец с баженовскими постройками, видно, что Казаков принципиально иначе подошел к своей задаче. Казаковский замысел осевой композиции дворца и площади, подчеркнутой обелиском, рассчитан на фронтальные точки обозрения. Баженовские же постройки рассматривались с разных направлений. Их композиция, основанная на барочных принципах наружной асимметрии, исключительно живописна не только благодаря разнообразию архитектуры фасадов, но и эффектам светотени, которую создавали скругленные углы зданий, криволинейные очертания стен и изысканная пластика декора.
Архитектура казаковского дворца спокойно классична, в ней нет динамики, нарастающей вверх облегченности форм, что свойственно баженовским зданиям. В линейной графичности архитектуры дворца нет мягкости и характерных для Баженова плавных переходов одной формы в другую.
У Баженова белокаменная декорация органично сливается со стеной, составляя с ней единое целое, у Казакова она воспринимается самостоятельно, «сама по себе».
Массивность граненых башен с тяжелыми колоннами по углам, стрельчатая «портальная» аркада верха галереи, подчеркивающая толщу стены, крупные кронштейны балконов, квадраты бриллиантового руста, лоджии бельэтажа — все это придает тяжеловесность декору дворца, чуждую легкой и изящной архитектуре баженовских строений.
Юго-западная башня дворца
Трудно себе представить сочетание высоких четырехскатных крыш казаковского дворца с ажурными венчаниями баженовских построек. Масштабное несоответствие казаковского дворца, по-видимому, особенно наглядно проступало в панораме ансамбля со стороны прудов и въезда из Москвы. В связи с этим, как показывает «Геометрический план села Царицыно» времени Казакова, намечались работы по перепланировке некоторых участков берегового склона с посадками деревьев. Ощущение несомасштабности архитектуры казаковского дворца и баженовских павильонов смягчалось зеленой завесой парка. Рисунок Павла Свиньина первой четверти XIX века изображает подросшие деревья на тех местах, которые показаны на казаковском плане.
Археологическим обследованием рельефа берега вблизи Оперного дома, проведенным летом 1982 года, были обнаружены остатки извилистых дорожек, нарисованных на казаковском плане.
В связи с финансовыми затруднениями строительство дворца и парка шло очень медленно. Только через восемь лет после начала строительства дворца появилась на нем крыша. Большой кавалерский дворец был разобран в 1794 году. Но, как показало археологическое обследование площади, проведенное летом 1985 года, планировка ее была осуществлена не до конца. С юга перед дворцом еще оставался партерный сад Кантемира.
В «схеме трелучья» на отдельных участках постепенно формировался пейзажный парк.
Заканчивалось строительство баженовской оранжереи.
В 1797 году, после смерти Екатерины II, строительство в Царицыне, было полностью прекращено.
Предыдущая | Оглавление | Далее