Московские парки

Путеводитель по лесопаркам и заповедникам столицы

К.И. Минеева

Царицыно

Глава вторая

Царицыно времени Баженова (продолжение)

Парк. Заканчивая строительство дворцов, Баженов провел большие работы по реконструкции Царицынского пруда и прилегающих к нему южных участков усадьбы. В записках Карачинского, исполнявшего при Баженове должность управляющего Царицыном, хранящихся в делах по строительству ансамбля, помечено, что надо сделать и исправить в селе Царицыне.

В записке Карачинского предлагалось: на месте ветхого птичьего двора построить новый «в китайском или другом каком вкусе дом», а на месте Кантемировых конюшен за оврагом — каменную оранжерею «на ста двадцати саженях». В ней же записано, что надо произвести выемку земли из верхнего пруда: «…в двух заливах от птишного двора к театру длиною 170 сажен шириной 20… а во втором заливе от птишного двора в другую сторону 50 ширина 20 сажен глубины в аршин… на оном сделать островок для лебедей, которые в нем водятся… Вынутую землю использовать на построение плотины «против натурального театра».

В другой записке повелевается «в селе Царицыне сделать английский сад».

Записки Карачинского без даты, но они взаимосвязаны с письмом Баженова от 14 ноября 1784 года, в котором он сообщает о своей работе над проектом птичника и павильонов в запрудной стороне. Работы в парке начались, видимо, с весны 1785 года. Записки Карачинского интересны во многих отношениях. Значит, красотой панорам Царицынского пруда мы обязаны Баженову. Из них мы узнаем, что натуральный театр Екатерины II, изображенный только на единственном плане 1816 года, все-таки существовал, был создан тогда же птичий остров (перед «миловидом»), о котором писал И.Е. Забелин. Судя по запискам, Ореховская плотина была построена при Баженове. Естественно, и остров с аркой-руиной осуществлен был в то же время. В результате проведенной реконструкции пруда его зеркало было увеличено почти на одну треть прежней длины.

Сохраняя сады Кантемира, Баженов на берегах пруда создал пейзажный парк, в границы которого включил и долину речки Язвенки вплоть до Ореховского погоста, где посадил рощу, обозначившую новую границу парка.

От Фигурных ворот через рощи берегового склона Баженов провел «перспективную дорогу», соединившую парадный центр ансамбля с вновь созданными пейзажными участками парка. «Перспективная дорога», так ее назвал Баженов в своих письмах, впоследствии переименованная в Утреннюю дорожку, запоминается лиризмом и красотой утренних видов, картинностью пейзажей, раскрытых через «окна» парковых массивов.

Фигурные ворота с Утренней дорожки

Смена закрытых и открытых пространств, контрасты света и неожиданность раскрытия перспектив — все это придает необычайную выразительность художественному оформлению дороги.

Композиция баженовского парка отличается удивительной цельностью архитектурно-планировочного решения и органичной связью с архитектурой дворцового комплекса, фасадная линия парадной застройки по «березовой перспективе» продолжается павильонами живописной Утренней дорожки и завершается ротондой «Золотой сноп».

Оперный дом и Фигурные ворота с «березовой перспективы»

Сохраняя во многом естественный облик природы, Баженов, как художник, кое-что обобщил, выделив яркими «мазками» самое характерное. Природные возвышенности рельефа, раскрывающие наиболее эффектные перспективы, Баженов закрепил архитектурой малых форм. Архитектура павильонов и искусно подобранные насаждения создавали определенное настроение. Синтез архитектуры и природы одухотворял композицию поэтическим смыслом.

Видовые перспективы планировались через определенные интервалы с тем, чтобы было время осмыслить увиденное и подготовиться к восприятию следующей картины.

С берега пруда, где проходит Утренняя дорожка, Баженов раскрыл вид на глубокий залив, этот вид был настолько красив, что позже назвали его «миловидом». На перспективе залива Баженов поставил павильон «Ендову». Грациозные лебеди, величаво плывущие по зеркальной поверхности пруда, утренняя дымка далей, запах лесов и пение птиц придавали особое очарование этому уголку парка. Сам ли Баженов или безвестный умелец с согласия зодчего в излучине пруда на пригорке среди сосняка поставил прелестную башенку в виде руины,— и рощица приобрела романтический вид, достойный кисти Гюбера Робера. Башня и бельведер сложены из светлого «дикого» камня, этот благодатный материал дал возможность создать необычайно живописную композицию причудливой формы и силуэта. На площадку бельведера ведет изогнутая пологая лест-ница-«шутка»: взойти по ней не трудно, но вот спуститься весьма сложно.

Многофасадная композиция руины вызывает желание обойти ее кругом, неспешно рассмотреть детали декора. Здесь есть чем залюбоваться: выразительна фактура стены, приятны нежные переливы цвета ее камней в сочетании с кирпичными вставками, сказочное окошечко с красивой решеткой проглядывает через сучья деревьев.

В упомянутой описи Царицынского сада 1825 года, приведенной И.Е. Забелиным, говорится, что руина «внизу убрана разного цвета мохом… против нее внизу внутри горы ниша из гротеского камня, у которой свод убран цветными раковинами». Вблизи грота на береговой дороге внимание и сегодня привлекает полукруглая горка. В пятидесятых годах нашего столетия ее венчала маленькая композиция из камней. Возможно, это были остатки фонаря подземной залы — грота, наподобие тех, какие устраивали в романтических парках. Минуя руину, Утренняя дорожка продолжалась среди рощ, раскрывая иногда вид на пруд или красивые деревья. При выходе на лужайку перед воздушным театром Екатерины II внимание привлекала романтическая композиция острова с аркой-руиной. На старинных планах имеется ее изображение в виде высокого бельведера-башни с конусной крышей и арки с обрушенной лестницей. Руина приподнята над островом насыпью камней, под аркой через остров сделан проток, по которому проезжали на лодках.

Башня-руина с Утренней дорожки; окно Башни-руины

Декоративная композиция на воде с аркой-руиной необыкновенно живописна благодаря постоянно меняющимся зыбким отражениям в воде. Поздним вечером, когда недвижны полные мрака кущи парка, отбросившие тень на пруды, в серебряном свете луны арка-руина кажется призрачной. Существует много преданий, связанных с этой руиной, которую народ назвал «русалкиными воротами».

Всматриваясь в планы села Царицына конца XVIII века, можно видеть, насколько была живописна планировка этой части парка и как много точек зрения было продумано. Арку-руину можно было увидеть сверху: с мостиков через овраг, с Утренней дорожки при подъеме к «Золотому снопу», со стороны левобережья, с Ореховской плотины, с лодки.

Кроме того, предполагалось, что арка-руина будет служить декорацией во время представлений на открытой сцене театра Екатерины II.

От театра Утренняя дорожка поднималась в виде серпантина к «Золотому снопу». Эта поэтическая композиция уж давно стала символом русской усадьбы. Белокаменную ротонду из восьми ионических колонн завершал голубого цвета купол с золоченым изображением снопа. Внутри павильона на пьедестале стояла статуя богини плодородия Цереры с колосьями в руках. С площадки павильона раскрывались поля и холмы, поросшие лесом, солнечные поляны, змейкой извивающаяся речка. Живописное зрелище естественной природы раздвигало рамки сада, рождало ощущение покоя и умиротворенности.

От «Золотого снопа» посетитель спускался по извилистой дорожке к Ореховской плотине и, перейдя на другой берег, шел к птичнику, где среди солнечных полян важно разгуливали павлины, а маленький прудик украшали красные уточки и другие декоративные птицы.

Со стороны птичника между деревьями раскрывался чудесный вид на цветущие берега маленькой речушки. Вдали на пригорке виднелся павильон «Золотой сноп». Его белокаменную колоннаду оттеняли темные ели и сосны. Золотой сноп сиял на солнце. Рядом с ржаным полем голубой купол павильона казался еще ярче и наряднее.

Зная пристрастие Екатерины II к украшениям даже самых незначительных событий в виде маскарадов и фейерверков, Баженов, реконструируя пруд, расширил береговую дорогу, подведя ее к воздушному театру.

Предыдущая | Оглавление | Далее