Московские парки

Путеводитель по лесопаркам и заповедникам столицы

К.И. Минеева

Царицыно

Глава первая

Предыстория Царицына (продолжение)

В XVII веке монументальное и усадебное строительство после иноземной интервенции и разрухи возобновилось не сразу. Не скоро застучали топоры в Черной грязи.

Только «в 1633 году генваря в 26 день, по государеву цареву и великого князя Михаила Федоровича всеа Русии имянному приказу, дворцового села Коломенского пустошь Черногрязская с пустошами… проданы в вотчину окольничему Лукьяну Степановичу Стрешневу за 73 рубли». После смерти боярина и его семьи в 1673 году сельцо Черная грязь было приписано к дворцовому ведомству и только через девять лет, в 1682 году, обрело снова хозяина в лице Ивана Федоровича Стрешнева, который рядом с сельцом Черной грязью построил церковь Богородицы, «отчего и стало оно называться селом Богородским».

В 1683 году боярин Стрешнев отдал свое имение во владение родному внуку своему, стольнику князю Алексею Васильевичу Голицыну... сыну князя Василия Васильевича Голицына, выдающегося государственного деятеля и фаворита царевны Софьи.

При Голицыных село Черная грязь превратилось в богатую боярскую вотчину с расписной церковью, обширными хоромами и садами.

В «Описных книгах на вотчины и поместья князей Голицыных», датированных 1689 годом, дан полный перечень всех строений, описание усадьбы, прудов с плотинами, мельницами и другими хозяйственными постройками, а также описание усадебного сада, рощ, окружающих деревень и состава их населения. В «описи» села Богородицкого читаем, «что преж сего была Черная Грязь, на речке Городенке... в нем церковь деревянная, Пресвятые Богородицы Живоносный источник с трапезою и чуланами, о пяти главах, крыта чешуею зеленою... расписана тремя красками... Перед церковью колокольня рубленая, деревянная... расписана красками разными... Двор вотчинников в длину 56 сажен поперег 54 сажени... На дворе хоромные строения».

Из «описи» узнаем о роскошном убранстве хором, в которых «стены обиты полотнами и писаны травы живописные да на тех же полотнах образы святых... подволока обита кожами немецкими золочеными, двои двери обиты красным сукном на крюках железных... Окна столярные, в них пять окон-чин слюдяных кубовастых с кругами... Печь ценинная круглая, на лавках полавочники суконные шиты в шахмат сукно алое да желтое, двери столярные писаны живописным письмом...».

Вокруг главного дома шли гульбища. Упоминаются также рундуки рубленые, поварня «еловая о трех шатрах». Все вместе создавало живописный силуэт хоромной композиции.

«Рядом с двором вотчинников двор конюшенный, воловенный и мельничный».

Богатейшие владельцы Черной грязи — Голицыны, обставляя с известной роскошью свои хоромы, естественно, заботились и о соответствующем окружении дома, используя отечественный и зарубежный опыт строительства садов.

В XVII веке русское садоводство значительно обогатилось сведениями о заграничных садах, которые поступали от послов и иноземцев, приехавших в Москву на строительство Кремля, от ученых монахов, переводивших на русский язык иностранные сочинения. Эти сведения поступали с Запада и Востока. Русские, осваивая зарубежный опыт, опирались на свои традиции и религиозные представления. Все «новшества» вводили осторожно, приноравливаясь к природным условиям своей страны.

Предыдущая | Оглавление | Далее