Московские парки

Путеводитель по лесопаркам и заповедникам столицы

Останкино

Путеводитель

Итальянский павильон. Плакальщица. П. Трискорни. Италия. XVIII век

Дерево – главный декоративный материал – становится то тонкой резьбой, что покрывает стены, порталы, каннелюры колонн и пилястр, то сложным, будто лепным фризом, огибающим стены, то «мрамором» колонн и пилястр, то паркетом, где фон красного дерева прорезан узором из березы, а фантастический рисунок обогащен вставками из амаранта и эбена. Плафон павильона отзывается сложному рисунку паркета. Яркие, прекрасно сохранившиеся панно, составленные из французских «бумажек», оттеняют тонкую лепнину свода. Его центр отмечен овальным углублением, неким началом несостоявшегося купола.

Согласно общепринятым в XVIII веке правилам А. Палладио, «итальянскими» называли купольные залы. Несколько чертежей, хранящихся в собрании музея, демонстрируют нам именно такое решение. Однако оно не было осуществлено, и лишь углубленный овал в плафоне напоминает о куполе, объясняя название павильона.

Итальянский павильон. Козочка. Рим. I век до н.э.

Подлинная древняя скульптура (антики) украшает павильон. «Головка Афродиты» и редчайший образец античной анималистической пластики, «Козочка» – шедевры музейного собрания скульптуры. Пластика XVIII столетия, размещенная в зале, составляет основную часть собрания скульптуры: бронзовый бюст Вольтера работы Ш. Гудона, «Плакальщица» П. Трискорни, «Улыбающийся фавн», приписываемый Э. Лемуану, «Девочка, играющая в кости» А. Буазо, прекрасная копия с антика «Амур и Психея»...

Амур и Психея. Италия. XVIII век

В отличие от триумфальной мелодии самого зала угловые «кабинетцы» звучат камерно. Зеленым, обрамленным цветочными фризами бумажным обоям отзывается зелень парка. Только в Останкинском дворце в первоначальной своей красочности сохранились подобные «бумажки», украшавшие некогда множество европейских дворцов, отелей, домов.

Ротонда, возведенная по проекту И. Е. Старова, завершает цепь «комнат великолепия» западного крыла дворца. Перестроенная в середине XIX века к приезду в Останкино Александра II, она утеряла свой первоначальный облик. Проходящие сейчас реставрационные работы представят нам Ротонду и Раек, что соединяет ее с павильоном, в первозданном виде.

Итальянский павильон

Итальянский павильон. Портал

Итальянский павильон. Юго-восточный «кабинетец»

Назад | Вперед

Часть 1
Часть 2
Часть 3
Часть 4
Часть 5
Часть 6
Часть 7
Часть 8
Часть 9