Путеводитель по лесопаркам и заповедникам столицы
Обложка буклета
Подмосковное село Осташково (позднее Останкино) известно с середины XVI века, и судьба его схожа с историей многих подмосковных сел и деревень того времени, которые стали впоследствии усадьбами. Осташково существовало на протяжении XVI – первой половины XVII столетия как поместье, которое жаловалось царскими указами то одному, то другому владельцу. При одном из первых – Василии Щелкалове – были построены деревянная церковь и жилища «деловых людей», обслуживавших поместье, возведен боярский двор, вырыт пруд, посажены дубовая и кедровая рощи. В пожарах Смутного времени, в усобицах начала «бунташного» XVII столетия разоряется множество окружавших Москву усадеб. Судьба Осташкова, или, как его еще называли, Останкова, та же. Однако с бесславным окончанием шведско-польской интервенции, с новым этапом в истории России начинается и новый период жизни усадьбы. Перейдя в наследственное владение боярскому роду Черкасских, Останкино, выгодно соседствующее с царским путевым дворцом в близлежащем селе Алексеевском, стало их богатой резиденцией. В 1678–1693 годах на месте обветшавшей деревянной церкви была построена новая – каменная, воплотившая лучшие черты московского зодчества того времени. Церковь Живоначальной Троицы представляет собой распространенный в последней трети XVII столетия тип бесстолпного храма с сомкнутыми сводами. Несмотря на некоторые изменения более позднего времени, церковь сохранила цельный архитектурный образ. Центральная часть с пятью главками, два боковых одноглавых придела, галереи-паперти, шатровая колокольня – все это образует живописный силуэт растущего ввысь храма. Этому движению подчинены все причудливые архитектурные формы, элементы декоративного убранства церкви. Решительные петровские преобразования начала XVIII столетия сказались на всех сторонах жизни российского государства. Начиная со второй трети века, заметное оживление происходит и в усадебном строительстве. Останкино становится одним из красивых и богатых подмосковных поместий. Его охотно посещала московская знать. Побывала здесь и императрица Елизавета, приехавшая в Москву на коронационные торжества.
Церковь Живоначальной Троицы. 1678-1693 годы
В 1743 году П.Б. Шереметев, сын знаменитого сподвижника Петра I фельдмаршала Б.П. Шереметева, женившись на В.А. Черкасской, получил с приданым и подмосковное Останкино. Главной летней резиденцией графа стало Кусково, обязанное началом своего расцвета и возвышения выгодному соседству с Перовским дворцом императрицы. Останкино лишь снабжает Кусково разнообразными продуктами. Однако и здесь строятся в это время новые барские хоромы, теплицы, оранжереи, разбивается регулярный парк.
В 1788 году после смерти Креза-старшего, так называли современники П.Б. Шереметева, Останкино среди прочих вотчин унаследовал его сын Николай, при котором и расцвела усадьба. Огромное наследство, позволившее обеспечивать усадебное строительство и собирательство художественных произведений, европейское образование Н.П. Шереметева, его увлечение искусствами, в первую очередь театром, – все это способствовало яркому расцвету Останкина. Основной же его причиной, как, впрочем, и бурного развития усадебной культуры второй половины XVIII века вообще, явилось политическое и экономическое возвышение России при окончательном закабалении крепостных крестьян. Культура эпохи Просвещения, своеобразно отразившая расцвет абсолютизма и вместе с тем исподволь готовившая его крушение, отчеканила идеи века в формах классицизма. Основополагающим правилом этого стиля стал принцип «Порядка», или «Лада», а образцом для подражания – искусство Древнего Рима времен империи. Рождаются идеи целостности цивилизации, единства культуры, которые вызвали к жизни многие замыслы – от «Энциклопедии» Дидро и Д'Аламбера до «пантеона искусств», что задумал выстроить на Никольской улице (ныне улица 25 Октября) в Москве Н.П. Шереметев в конце 1780-х годов.
Иконостас церкви Живоначальной Троицы. Конец XVII-XVIII век
Беспрецедентному замыслу «пантеона искусств», призванному объединить театр, кунсткамеру, картинную галерею, гравюрный кабинет, библиотеку и многое другое, не суждено было сбыться. И летний театр в Останкине, который был первоначально задуман как дополнение к «пантеону», принял на себя часть функций несостоявшегося дворца на Никольской.
Часть 1