Московские парки

Путеводитель по лесопаркам и заповедникам столицы

Архангельское

Кабинет князя

Кабинет князя

Кабинет князя завершает восточную анфиладу дворца. Расположен он вдали от парадных апартаментов, здесь царит атмосфера делового покоя и уюта. Через высокие окна льется поток солнечного света, отражаясь в зеркалах, бронзе, хрустале. Так же, как и в Овальном зале, золотистые оттенки играют здесь доминирующую роль. В середине кабинета – письменный стол с резными золочеными накладками. Столешница, затянутая тисненым сафьяном, опирается на ножки в виде колонн с капителями. Фигурная пронога декорирована изображением сфинкса. На столе – чернильный прибор, подсвечники, колокольчик. За стеклами книжных шкафов – корешки старинных книг: дипломатические своды, переводы античной литературы. На пристенных шкафчиках – часы и канделябры, бронзовая фигура Павла I. На стенах в овальных рамах – портреты родителей Н. Б. Юсупова, здесь же портрет князя в пятилетнем возрасте. Выразителен скульптурный портрет владельца Архангельского, созданный И.П. Витали.

В картинной галерее дворца почти отсутствуют произведения русских художников: знать предпочитала западноевропейскую живопись. Тем больший интерес представляют находящиеся в кабинете князя полотна Ф.Алексеева «Вид Петропавловской крепости и Дворцовой набережной» и «Всадник» А. Орловского, талантливого художника, современника А.С.Пушкина. Это ему адресованы строки поэта:

Бери свой быстрый карандаш,
Рисуй, Орловский, ночь и сечу...

Парадная столовая

Неизвестный скульптор. Купающаяся Афродита. Конец XVIII века. Италия

Характер оформления Парадной столовой не является случайным для русского интерьера первой трети XIX века. Египетские мотивы вошли в стиль ампир так же, как элементы китайского, турецкого и персидского искусства в эпоху раннего и зрелого классицизма. Стилизованные изображения египетских божеств покрывают стены и потолок. Среди них Анубис с головой шакала – по верованиям египтян, он приводил души умерших на суд Озириса, бог Гор с головой сокола, бог мудрости Тот с длинным клювом птицы ибиса, священные жуки-скарабеи, сфинксы.

Своеобразно решен декор окна буфетной, примыкающей к большому залу. Две деревянные колонны с капителями в виде нераспустившегося цветка лотоса напоминают колонны древнеегипетских храмов. Высоко под потолком – хоры, огражденные балюстрадой. Через окно буфетной видна фреска с экзотическим пейзажем: силуэты минаретов, пальмы на фоне голубого неба. Главным украшением столовой служит фарфор и фаянс. На двух открытых горках расставлены многочисленные китайские и японские вазы XVIII–XIX веков, в застекленных шкафах-витринах выставлен фарфор и фаянс Архангельского крепостного завода. Из мебели интересны дубовые буфеты английской работы с фарфоровыми вставками завода Веджвуда. Ряды стульев с прорезными спинками и плетеными сиденьями из камыша расставлены вдоль стен. Консоли из чинары с массивными львиными лапами и зеркала над ними заполняют простенки.

Свет, проникающий через большие окна, освещает огромное полотно Г.Ф. Дуайена «Триумф Клавдия, победителя карфагенян». Здесь же – портрет наследника князя – Б.Н. Юсупова. Он изображен на коне в восточных одеждах (копия с оригинала А.Ж. Гро). Портрет напоминал гостям о древности рода князей Юсуповых, потомков ногайского хана Юсуфа.

Обстановка Парадной столовой разностильна, но эффектна и своеобразна.


Вестибюль, овальный зал
Императорский зал, парадная спальня
Салоны Гюбера Робера
Античный зал, зал Тьеполо
Салон, кабинет
Салон Ротари, проходная комната
Кабинет князя, парадная столовая
Библиотека