Московские парки

Путеводитель по лесопаркам и заповедникам столицы

Архангельское

Дворец. Античный зал

Ф. Рамос. Геба. 1780

Раскопки древнеримских городов Геркуланума и Помпеи, интересные археологические находки середины XVIII века значительно повысили интерес к античности. В царских резиденциях, дворцах вельмож для размещения ценнейших коллекций антиков отводились специальные залы.

Владелец Архангельского не был исключением. «Антиковый» зал дворца представлял своего рода небольшой музей античного искусства. Архитектура помещения создает иллюзию античной галереи. Доминирующее значение в интерьере принадлежит скульптуре. Среди работ римских ваятелей I – III вв. н.э. – ступня мужской ноги, фигура Амура, торс мальчика, урна-пеплохранительница. Представлены и копии с античных оригиналов работы первоклассных итальянских и французских ваятелей конца XVIII – начала XIX века. Фриз покрывают изображения крылатых чудовищ, грифонов, щитов с головами медуз. Потолок благодаря искусному наложению тени зрительно воспринимается как свод. Огромные зеркала как бы расширяют пространство зала.

Важным элементом декоративного убранства является живопись французских художников школы Ж.Л. Давида: полотно «Тезей и Пейрифой» А. Монже – единственная работа этой художницы в нашей стране и исполненная суровой патетики «Клятва Горациев» А.Ш. Караффа. Интересны две картины испанского художника Ф. Рамоса «Геба» и «Ганимед».

Зал Тьеполо

Д.Б. Тьеполо. Пир Клеопатры

Этот просторный и светлый салон специально предназначался для двух огромных полотен знаменитого венецианского живописца Д.Б. Тьеполо. Прямоугольное помещение окрашено в нежно-зеленый цвет. Единственным архитектурным украшением его является фриз, расписанный квадратами, внутри которых помещены атрибуты и символы искусства – палитры, кисти, циркули, лиры.

Тьеполо не раз обращался к сюжетам из древнеримской истории. Тема Антония и Клеопатры особенно привлекала художника. Полотно «Встреча Антония и Клеопатры» написано им в 1747 году. После удачного похода римский полководец Марк Антоний встречается в Тарсе с египетской царицей Клеопатрой и, пораженный ее красотой, навсегда остается в Египте. Трофеи, захваченные в боях, драгоценное оружие, жемчуг, золото брошены к ногам гордой египтянки. Интересен сюжет и второй картины «Пир Клеопатры». Египетская царица, чтобы выиграть пари у Марка Антония, чей пир будет лучше, растворяет в сосуде с вином бесценную жемчужину. На полотне художник изобразил и себя самого в роли мажордома. Это один из немногих автопортретов Тьеполо, дошедший до нашего времени. В зале представлены также полотна итальянских, немецких и французских живописцев. Прекрасно гармонирует с зеленой гладью стен гарнитур мебели красного дерева, зеркала, скульптура. Заслуживает внимания стол XVI века венецианской работы, инкрустированный слоновой костью. Очень хороши жирандоли с ниспадающими гирляндами хрусталя в сочетании с темно-синим стеклом.


Вестибюль, овальный зал
Императорский зал, парадная спальня
Салоны Гюбера Робера
Античный зал, зал Тьеполо
Салон, кабинет
Салон Ротари, проходная комната
Кабинет князя, парадная столовая
Библиотека