Путеводитель по лесопаркам и заповедникам столицы
Салон
Этот парадный зал, где проводились музыкальные и литературные вечера, открывает вторую половину южной анфилады дворца. Цветовое решение его – серебристо-зеленая окраска стен и потолка, палевый фон обивки мебели, зеленоватого оттенка золочение, люстра с вазами зеленого стекла, унизанная хрустальными стразами, рассыпающими изумрудные искры – рассчитано на восприятие находящейся здесь живописи. Прежде всего, внимание акцентируется на громадной композиции французского художника Г.Ф. Дуайена «Андромаха защищает Астианакта». Драматический эпизод времен Троянской войны художник использует как повод для создания пышной декоративной композиции. Дуайен выставил картину в парижском Салоне 1763 года, и она пользовалась неизменным успехом у публики. Д. Дидро, виднейший художественный критик того времени, считал Андромаху, жену защитника Трои Гектора, пытающуюся спасти своего сына Астианакта, обреченного на гибель предводителем греков Одиссеем, лучшей фигурой карины.
В собраниях музеев Советского Союза полотна Г.Ф. Дуайена встречаются очень редко; в экспозиции же в настоящее время их можно увидеть только в Архангельском.
В Салоне находится полотно Ф.Буше «Испуганная купальщица». Двумя морскими пейзажами представлен великолепный маринист француз К.Ж. Берне. Следует упомянуть о копиях скульптурных работ французского ваятеля Ж. Б. Пигаля «Девочка с гнездышком» и «Мальчик с птичкой», находящихся в зале. Изысканный колорит, особое равновесие в расстановке предметов, законченность каждой вещи Салона неизменно вызывают у зрителей неподдельное восхищение.
Кабинет
Кабинет княгини – последняя парадная гостиная южной анфилады. Интерьер ее – пример стилистического единства и согласованности всех архитектурных и художественных средств. Орнаментально-декоративные мотивы росписей повторяются в деталях мебели, осветительных приборах, тканях. О назначении этого зала, где некогда звучали музыка и голоса певцов, напоминает рояль венской фирмы Франца Минценберга, относящийся к началу XIX века.
Оригинален столик-жардиньер с фарфоровыми вставками, сделанный иностранными мастерами. По обеим сторонам от него – шкафчики с флорентийской мозаикой. Тонкие пластинки различных минералов, умело подобранные по цвету, с изображением цветов, плодов, птиц как бы воссоздают яркие краски природы. На камине с медальонами завода Веджвуда – часы в виде античной колесницы. Необыкновенно изысканна хрустальная люстра с вазами красного стекла и букетом бронзовых цветов.
В большом надкаминном зеркале отражаются полотна французских, итальянских, немецких, фламандских живописцев. Более тридцати картин, размещенных симметрично, создают красивейший праздничный ансамбль.
Вестибюль, овальный зал
Императорский зал, парадная спальня
Салоны Гюбера Робера
Античный зал, зал Тьеполо
Салон, кабинет
Салон Ротари, проходная комната
Кабинет князя, парадная столовая
Библиотека