Московские парки

Путеводитель по лесопаркам и заповедникам столицы

Архангельское

Дворцово-парковый ансамбль. Западная часть парка

Малый дворец "Каприз"

Террасы и партер делят парк на западную и восточную части. Строгая четкая планировка каждой из них постепенно переходит в свободный пейзаж – прямые аллеи и симметричные газоны сменяются узкими извилистыми дорожками и уединенными лужайками. Западная часть парка особенно богата архитектурными памятниками. Среди них своеобразный ансамбль составляли малый дворец «Каприз» и небольшой павильон «Чайный домик» (библиотека). Первоначально «Каприз» представлял собой одноэтажный, вытянутый по фасаду дом с четырехколонным портиком в центре. Под прямым углом к нему стояло здание библиотеки, построенное по проекту архитектора Ф.И. Петтонди. Центром его был павильон кубической формы, увенчанный куполом. С обеих сторон к нему примыкали два легких деревянных крыла. Интерьер павильона был решен в изысканных классических формах: идущие вдоль стен круглого зала колонны с пышными капителями, купольный свод голубого цвета с тонким лепным орнаментом. Перед «Капризом» и библиотекой был разбит нарядный цветочный партер в стиле голландских садиков, окруженный железной решеткой. Украшала цветник статуя Амура, сгибающего лук. Многочисленные переделки, к сожалению, не сохранили до наших дней былого облика этого очаровательного маленького ансамбля. При реставрации 1970-1973 годов восстановлено оформление фасада «Каприза», созданное в 1819 году Е.Д.Тюриным.

От библиотеки сохранилась только центральная часть – «Чайный домик».

Одновременно с перестройкой «Каприза» Тюрин создает Храм-памятник Екатерине II, замыкающий большую аллею с запада. В глубине небольшого павильона с четырехколонным портиком – бронзовая фигура императрицы в виде богини правосудия Фемиды, выполненная по модели скульптора М.И.Козловского. На стене павильона – строки из поэмы Торквато Тассо, прославляющие справедливость и могущество царицы. За Храмом-памятником через дорогу просматривается желто-белое здание театра. Его проектировали московский архитектор О.И.Бове и П.Гонзаго. Постройка осуществлялась под руководством Е.Д.Тюрина, С.П.Мельникова и В.Я. Стрижакова. Деревянное двухэтажное здание, крытое по длине на два ската, образует на торцах гладкие фронтоны. Единственным украшением этого выразительного по простоте строения являются четыре ионические колонны в центре фасада. С южной, торцовой, стороны – вход в театр с двухмаршевой лестницей, поднимающейся на уровень второго этажа. Перед крыльцом на высоких каменных постаментах установлены два старинных фонаря. В противоположность внешнему облику театра интерьер его торжествен и праздничен. Над цоколем, опоясывающим партер, возвышаются двенадцать колонн с пышными капителями, между ними в два яруса расположены ложи с легкими балюстрадами. Театр служил в основном для хранения и показа декораций, написанных великим итальянским театральным художником Пьетро ди Готтардо Гонзаго (1751-1831). Н.В. Кукольник в издаваемой им «Художественной газете» писал, что «театр, построенный по рисунку Гонзаго... можно считать важнейшей достопримечательностью Архангельского села... Но самая величайшая драгоценность – это 12 перемен декораций, писанных неподражаемой кистью Гонзаго. Из уважения к художнику и желая сохранить сколь возможно долее эту живопись, которая столь же быстро осыпается, как разноцветные украшения на крыльях мотылька, покойный владелец не позволял на этом театре сценических представлений».

Театр

Уже прославленным мастером в 1792 году Гонзаго приехал в Россию. Декорации, созданные его кистью, украшали лучшие театры Европы. Для театра в Архангельском он написал 10 смен декораций и занавес. Сохранившиеся работы размещены на сцене на своих прежних местах. Каждая из композиций (задники, падуги, кулисы) создает поразительную иллюзию объемности. Совершенством исполнения отличаются как светлые праздничные декорации «Храм» и «Малахитовый зал», так и произведения, изображающие скромные интерьеры – «Тюрьма» и «Таверна».

В настоящее время четыре смены декораций и занавес работы Гонзаго, сохранившиеся лишь в Архангельском, являются уникальными.


Западная часть парка
Восточная часть парка
Южная часть парка

Автолюбителям
Непрост жизненный путь автолюбителя. У него на одного питомца больше, чем у окружающих. Ему приходится заботиться не только о членах семьи, но и о стоящем в гараже или на стоянке, а то и просто под открытым небом приятеле. Лишь малая часть эти забот - шины и диски, бамперы и свечи, колодки и карбюратор. Словом, тяжело.