Московские парки

Путеводитель по лесопаркам и заповедникам столицы

Архангельское

Дворец. Первый салон Гюбера Робера

Первый салон Гюбера Робера

К Парадной спальне примыкает угловое восьмигранное помещение с картинами французского художника Гюбера Робера. На коричневатой глади стен – четыре полотна этого живописца, объединенные общностью колорита, размером, характером композиции. Величественные каменные громады, разрушенные неумолимым временем,– античные руины – тема четырех панно Первого салона Робера. На протяжении нескольких десятков лет ансамбли Робера являлись излюбленным украшением аристократических дворцов Европы. В Архангельском же помещения специально подготавливались для размещения картин художника. Отсюда и восьмигранная форма залов, где каждая вторая стена заполнена панно, цветовая гамма которых оттеняется окраской стен и зеленоватыми тонами росписей фриза и потолка. В зеленом окружении деревьев зал представляется небольшим парковым павильоном, а установленная в центре его скульптура работы Э. Вольфа «Воин, надевающий доспехи» усиливает это впечатление.

Первый салон Гюбера Робера в Архангельском уже в начале прошлого столетия считался одним из лучших декоративных ансамблей в России и по художественным достоинствам полотен, и по размещению их в интерьере. Тем больше его значение теперь, когда и во Франции и в России почти все декоративные ансамбли Робера нарушены: картины его переданы в музеи. Первый салон Робера открывает западную анфиладу дворца, куда входят два угловых салона и галерея античного зала.

Второй салон Гюбера Робера

Своими очертаниями этот зал повторяет Первый салон. Здесь размещены полотна Робера – «Пейзаж с осликами», «Странствующие музыканты», «Водопад», «Павильон Аполлона и обелиск», «Пастушок»... Потолок и стены салона украшены гризайлевыми росписями, переходящими в лепной декор. Удивительно эффектны пышные букеты сирени, яркого оперенья птицы, будто впорхнувшие сюда через раскрытые двери. Несколько неожиданно воспринимается изображение посуды с золоченым орнаментом – по-видимому, своеобразное напоминание о находившемся в Архангельском фарфоровом заводе. В центре зала – вольер-жардиньер из чинарового дерева с гермами и сфинксами. Бортик окружающего вольер цветника расписан амурами, венками и руинами в живописной манере Робера.


Вестибюль, овальный зал
Императорский зал, парадная спальня
Салоны Гюбера Робера
Античный зал, зал Тьеполо
Салон, кабинет
Салон Ротари, проходная комната
Кабинет князя, парадная столовая
Библиотека