Московские парки

Путеводитель по лесопаркам и заповедникам столицы

Архангельское

Живопись

Г.И. Новиков. Портрет Н.Б. Юсупова. Начало XIX века

Архангельское рассматривалось Юсуповыми прежде всего как увеселительная загородная усадьба, предназначавшаяся для приятного препровождения времени. Однако, по существу, это был своего рода музей, где хранились редкие произведения искусства. Главенствующая роль здесь, безусловно, принадлежала живописи. Превосходная коллекция работ западноевропейских художников вызывала у всех посещавших дворец неподдельное восхищение. А.И.Герцен писал: «Глаза разбежались, изящные образы окружали со всех сторон. Уныние сменялось смехом, Святое семейство – нидерландской таверной, Дева радости – Вернетовским видом моря. Пышный Гвидо Рени – князь Юсупов в живописи – роскошно бросает краски и формы, и украшения ... и суровые Ван-Дейка портреты, глубоко оживленные внутренним огнем с заклейменной думой на челе, и дивная группа Амура и Психеи Кановы – все это вместе оставило ... воспоминание смутное, в котором едва вырезываются отдельные картины, оставшиеся, бог знает почему, также в памяти...»

Уже в 20-е годы XIX века картинная галерея Н. Б. Юсупова считалась одной из лучших среди частных собраний в России и за границей. Собрание включало работы крупнейших западноевропейских художников, в основном французской, итальянской и голландской школ живописи XVII – первой половины XIX века. Состав юсуповской картинной галереи в значительной степени отразил вкусы аристократического общества того времени, к которому принадлежал и владелец усадьбы. Преобладали в коллекции произведения французской живописи, что обусловливалось определенными вкусами эпохи и состоянием культурных связей России и Франции. Численный состав коллекции сравнительно невелик, но многие полотна дают представление о важнейших направлениях в развитии французской, голландской, итальянской живописи.

Ф. Буше. Испуганная купальщица. 1736

К наиболее ранним произведениям собрания относятся картины голландских художников, позволяющие почувствовать и жанровое разнообразие и индивидуальную манеру живописцев. Здесь «Ночной пейзаж» превосходного мастера световых эффектов А. ван дер Нера (1603-1677), захватывающая своей динамикой «Схватка» Ф. Воувермана (1619-1668), «Итальянский пейзаж» «итальянизирующего» голландца Я. Бота (1618-1682). Жанр натюрморта представлен великолепным декоративным полотном «Плоды» Я. де Хема (1606-1683).

Картин фламандской школы немного, лучшая из них – «Портрет неизвестной» знаменитого А. ван Дейка (1599-1641) – блестящий парадный портрет, поражающий великолепием композиции, красотой глубоких темных тонов, торжественностью фона и аксессуаров. Коллекция картин итальянских художников в Архангельском своей известностью обязана в первую очередь двум уже упоминавшимся ценнейшим полотнам венецианского живописца Д.Б. Тьеполо (1696-1770)»Встреча Антония и Клеопатры» и «Пир Клеопатры». Обе картины с их головокружительными просторами, безудержной динамикой, живописной свободой, совершенством световоздушных эффектов, легкостью, прозрачностью красок, неожиданностью ракурсов, необычайной декоративностью, безусловно, принадлежат к вершинам мирового искусства. К разделу итальянской школы относится и полотно Ф. Тревизани (1656-1746) «Даная», серия многочисленных женских головок П. Ротари (1707-1762), жившего и работавшего в России, работы главы итальянского классицизма П. Батони (1708-1787) «Венера и Амур», портреты великого князя Павла Петровича и великой княгини Марии Федоровны. Как уже говорилось, самая значительная часть, собрания – французская живопись. Одна из немногих картин XVII века «Пейзаж» непревзойденного мастера типичного классического пейзажа К. Лоррена (1600-1682). На полотнах Лоррена природа возвышенно прекрасна, величественна, торжественно-спокойна. Необычайно красив натюрморт «Цветы» Ж.Б. Моннуайе (1634-1699). Нежные лепестки лилий и роз, кажется, источают тонкий, едва уловимый аромат. XVIII век открывается живописью рококо – работами Ф. Лемуана (1688-1737) и Ф. Буше (1703-1770). Пастушки и пастушки в нарядных туалетах, чувственные Венеры и Дианы, нимфы и купидоны населяют их полотна. Из многочисленных работ Буше в собрании музея осталась прелестная «Испуганная купальщица». Несмотря на незначительность сюжетов, Буше в своих работах сумел передать атмосферу радости и наслаждения жизнью. Живопись Франции второй половины XVIII века характеризуется значительным возрастанием роли пейзажа. Связано это явление прежде всего с именами К.Ж. Берне (1714-1789) и Г. Робера (1733-1808). Среди работ Берне, хранящихся в Архангельском, такие, как «Морской пейзаж», «Приморский вид», «Туманный вечер в гавани», «Кораблекрушение». Лучшая часть французской школы живописи, завершающая коллекцию XVIII века,– ансамбли «отличного живописца античных руин» (Дидро) Г. Робера, которыми декорированы два восьмиугольных салона западной анфилады дворца. Жанр исторической живописи представлен большими композициями Г. Дуайена (1726-1806) «Андромаха защищает Астианакта» и «Триумф Клавдия, победителя карфагенян». Большой успех в странах Европы и в России имело творчество французской портретистки Э. Виже-Лебрен (1755-1842), несколько работ этой художницы хранится в Архангельском. Высоким профессионализмом отмечен «Портрет Т.В.Юсуповой» кисти Ж.Л. Монье (1744-1808).

Ж.В. Свебах. Привал кавалеристов

К произведениям менее известных французских художников, чьи вещи довольно редко встречаются в собраниях наших музеев, следует отнести «Букет цветов» Ж. Прево (1760.-1810) и «Клятву Горациев» А.Ш. Караффа (1762-1822), ученика Ф. Лагрена и Ж.Л.Давида, очень редкую картину «Амур и Психея» Б. де Ниора, «Тезей и Пейрифой» А. Монже (1775-1855), два очаровательных полотна Ш.А.Ван Лоо (1719-1795) «Электрический опыт» и «Пневматический опыт». Более десяти лет жил и работал в Архангельском одаренный художник-декоратор Н. де Куртейль (1768-183...). Запоминается проникнутый подлинным лиризмом и теплотой написанный им «Портрет Анны Боруновой», крепостной актрисы театра в Архангельском. Жанровая живопись этого периода представлена работами М. Жерар (1761-1837) «Урок музыки», Ж.Ф. Свебаха (1769-1823) «Всадник и прачки», «Привал кавалеристов».

Живопись других европейских школ представлена в собрании музея лишь отдельными полотнами: «Утро в окрестностях Рима» и «Вечер в окрестностях Рима» немецкого пейзажиста Я.Ф. Гакерта (1737-1807), «Геба» и «Ганимед» испанца Ф. Рамоса (1744-1817), «Автопортрет» венгерского художника Я. Рамбауэра (1782-1849). Как уже отмечалось, состав коллекции живописи в собрании Архангельского определялся целиком вкусом владельца усадьбы, поэтому в ней почти отсутствуют произведения русских художников. Но должно выделить еще раз «Вид Петропавловской крепости и Дворцовой набережной» Ф.Я.Алексеева (1753-1824), «Портрет Павла I» С.С.Щукина (1754-1828), великолепного «Всадника» А. О. Орловского (1777-1832), а также работы крепостных живописцев князя Юсупова – Михаила Полтева, Григория Новикова, Федора Сотникова...


Живопись
Изделия из драгоценных металлов и камней
Мебель
Керамика
История производства фаянса в Архангельском
Фарфор
Фаянс

Изучение языков
Каждому времени - свой язык межнационального общения. В XIX веке повально изучали французский. В XX - английский, на котором говорило полмира. В XXI веке впору брать уроки арабского языка или китайского, кажется, что знание их скоро будет актуально.