Московские парки

Путеводитель по лесопаркам и заповедникам столицы

Архангельское

Фаянс

Чайник. 1827-1829 (?). Фаянс. 39,5x14,5

Кроме фарфора завод в Архангельском выпускал и фаянс – чайную и столовую посуду, солонки, ароматницы, компотницы, вазы, декоративные панно, скульптуру. Большая часть фаянсовой продукции по своей художественно-стилевой направленности близка к голландскому, в частности дельфтскому, фаянсу XVII-XVIII веков. Дань голландскому влиянию не была случайностью для Архангельского завода. Ведь на протяжении почти двух веков дельфтский фаянс славился по всей Европе и являлся предметом последования и подражания для многих керамических предприятий. Архангельские изделия этого направления характеризуются наличием рельефных украшений в виде рокайльных завитков в стиле барокко и орнаментально-сюжетной росписью, выполненной кобальтом подглазурно. Совершенно очевидно, что образцами моделей – ваз, плакеток, подсвечников, тарелок, чайников – служили изделия Дельфта и Мейсена. Но характер росписи на фаянсе этой группы не типичен для Голландии. На всех предметах имеется марка, а также надпись «Архангельская ферма», свидетельствующая о непосредственном отношении к усадьбе. Таким образом, предметы коллекции фаянса с кобальтовой росписью требуют дальнейших научных изысканий. Окаймляющие посуду и украшающие скульптуру орнаменты состоят обычно из цветов, фестонов, листьев. Здесь явно прослеживаются восточные мотивы, присущие и дельфтскому фаянсу, который в свою очередь испытал определенное влияние керамики Китая и Японии. Всю фаянсовую продукцию Архангельского завода можно разделить на три основные группы: посуду – отдельные предметы столовых и чайных сервизов, солонки, вазы, панно; оригинальную посуду в виде скульптуры – декоративные чайники в виде петушков, яркие нарядные масленки в форме голубей и уток; и скульптуру, выполненную на сюжеты голландского сельского быта – «Дояр», «Лежащая корова» и пр. Производство фаянса на крепостном заводе в Архангельском было поставлено на высокий для того времени уровень. Об этом говорит и отличное техническое качество фаянса, и прогрессивные методы, применяемые для декорирования изделий,– рельефы, полихромная роспись, многоцветная печать, что позволяет сделать вывод о связи Архангельского завода с ведущими русскими фаянсовыми предприятиями, в частности, заводом А.Ауэрбаха в Твери, Киево-Межигорской казенной фабрикой и другими.

Плакетка. 1827-1829 (?). Фаянс. 40x33


Живопись
Изделия из драгоценных металлов и камней
Мебель
Керамика
История производства фаянса в Архангельском
Фарфор
Фаянс