Московские парки

Путеводитель по лесопаркам и заповедникам столицы

Архангельское

Фарфор

Предметы из сервиза с бусами. 20-30 гг. XIX века. Фарфор

В собрании керамики насчитывается около 400 изделий завода в Архангельском. Здесь предметы бытового назначения, принадлежавшие до революции семье Юсуповых,– чайная, кофейная, столовая посуда, многочисленные декоративные тарелки. Как уже говорилось, завод в Архангельском работал преимущественно на привозном «белье», что и обусловило узость ассортимента выпускаемых фарфоровых изделий. Для отечественной фарфоровой промышленности первая четверть XIX века была временем господства стиля «ампир», когда на смену любованию белизной фарфора пришла обильная позолота (полированная или матовая), часто сочетающаяся с цировкой – гравировкой по золоту специальным карандашом. Излюбленными мотивами орнамента стали листья лавра, плюща, винограда, всевозможные геометризированные композиции. В форме посуды часто проявлялись подражания античным сосудам: приставные детали выполнялись в виде завитков, высоко выступающих над туловом, головок лебедей, грифонов, змей и т.п. Широкое распространение получили чашки «стаканчиками», овоидной и яйцевидной форм. Все это, естественно, нашло отражение в декорировке фарфора Архангельского завода. Наиболее многочисленную часть коллекции составляют декоративные тарелки. Тематика их росписи самая разнообразная – пейзажи, цветы, листья, античные и мифологические сюжеты, бытовые и военные сцены. Особый интерес представляет серия тарелок с видами села Грузина Новгородской губернии. Все они имеют одинаково орнаментированный золотом борт. На зеркале тарелок, обрамленных широким золотым кругом, полихромно изображены различные виды села. Оригиналом для росписи послужили литографии крепостного архитектора графа А.Аракчеева, владельца имения в Грузине, Ивана Семенова, выполненные им серией в количестве 36 штук с 1821 по 1824 год. При сравнении живописи по фарфору с оригиналом обращает на себя внимание умение крепостных художников скомпоновать рисунок, вписать в круг прямоугольное изображение. Архангельские мастера самостоятельно решали и колорит росписей, предпочитая сдержанную лаконичную гамму красок, удачно сочетавшуюся с позолотой. На обороте тарелок встречаются надписи «Архангельское», дата и пояснительный текст. Не менее интересна серия декоративных тарелок с изображением различных сортов роз. По борту пущена золотая гирлянда из стилизованных листьев и колокольчиков, а в центре – ветка с розами, причем один из цветов выписан крупнее. Под рисунком – надпись на французском языке, уточняющая сорт розы. Копировались цветы из трехтомного французского атласа «Лес Розес», издававшегося в Париже с 1817 по 1824 год под редакцией известного ботаника Редута. Рисунки атласа Редута преследовали чисто научные цели и претендовали в основном на точность изображения. Крепостным мастерам в ряде случаев удалось опоэтизировать сухие педантичные рисунки «Лес Розес». Тарелки с обратной стороны помечены надписью «Архангельское» на французском языке, там же проставлена дата росписи и страница атласа во французской транскрипции. Оригиналами для росписи фарфора в усадьбе служили и многочисленные картины из собрания князя, копировались гравюры, книжные иллюстрации, рисунки на изделиях иностранных заводов. Среди работ художников Архангельского «живописного заведения» – копии с полотен Д. Тенирса, Э. Виже-Лебрен, Ж.Б. Греза, П. Ротари, Ж.Ф. Свебаха... Блестящее профессиональное мастерство крепостных живописцев великолепно проявилось и в портретной миниатюре. Портретируемой моделью был в первую очередь сам владелец Архангельского. Князь любил свои изображения на фарфоре. Интересны чашки с портретом Юсупова в испанском костюме (копия с Ф. Фюгера), в военном мундире (копия с И. Лампи) – типичными парадными портретами первой трети XIX века. В фарфоре Архангельского завода явно прослеживаются два основных направления. К первому следует отнести большинство изделий, выполнявшихся строго на заказ под неослабным наблюдением князя, в полном соответствии с его вкусом. Их отличает несколько суховатая, сдержанная манера изображения и высокая техника исполнения.

Тарелка с видом села Грузина "Вид у госпиталя". 1827. Фарфор. 23x2,5

Второе включает немногочисленную группу предметов, декорированных цветами, птицами, насекомыми. Эти мотивы, близкие и понятные простым крепостным мастерам, выразительны, свежи и оригинальны, хотя не всегда выполнены со свойственным архангельскому фарфору совершенством и четкостью прорисовки. Среди них есть явно ученические работы. Хочется верить, что бесхитростные рисунки ромашек, незабудок, клевера являются самостоятельными композициями подневольных живописцев.

Сервиз "Аракчеевский". 1823. Фарфор


Живопись
Изделия из драгоценных металлов и камней
Мебель
Керамика
История производства фаянса в Архангельском
Фарфор
Фаянс

Динамическая йога
Особым направлением в йоге является Аштанга йога центры которой имеются в разных городах Европы. Как правило, во всех центрах есть курсы для начинающих. Под присмотром опытного мастера новички начинают осваивать сначала простые, а потом всё более усложняющиеся упражнения.