Московские парки

Путеводитель по лесопаркам и заповедникам столицы

Архангельское

Фарфор и фаянс Архангельского завода. История производства

Сервиз Архангельского завода

Своей славой и красотой Архангельское во многом обязано крепостным художникам и мастерам, в течение многих лет трудившимся в подмосковной усадьбе. Их руками строились Большой дворец, театр, сооружались террасы, фонтаны, оранжереи, ботанический сад. Благодаря неустанному дешевому труду многих сотен крепостных усадьба содержалась в идеальном порядке. Здесь работали талантливые, высоко профессиональные мастера – архитекторы, живописцы, мебельщики, позолотчики, паркетчики, музыканты, лепщики, хрустальщики, керамисты.

Среди крепостных умельцев Н. Б. Юсупова было немало по-настоящему одаренных личностей, могущих стать прекрасными специалистами в своей области. Но они являлись собственностью хозяина усадьбы, и судьба распоряжалась ими по-своему.

Условия труда и быта крепостной интеллигенции и мастеров Архангельского были одинаково тяжелыми: унизительное положение невольников, напряженный изнурительный труд, низкое жалование, неустроенный быт. Самые смелые и отчаянные, не желая мириться с существующим положением, совершали побеги, случалось, убивали ненавистных управителей, но такие выступления были редкими, многие, не находя выхода, предавались пассивному отчаянию – запои среди крепостных в Архангельском, впрочем, как и во многих других имениях, были обычным явлением.

Владелец Архангельского иногда не скупился и тратил немалые средства на обучение своих крепостных мастерству, преследуя при этом, естественно, своекорыстные интересы. Но, как правило, учение носило случайный, кратковременный характер. Знания и умение добывались ими собственным упорным трудом. Судьба одного из крепостных людей Юсупова, Ивана Колесникова, как бы вбирает в себя и отражает трагическую участь многих подневольных самородков в условиях царской России.

Колесников принадлежал, бесспорно, к числу наиболее талантливых художников Архангельского. Он работал в имении с 1814 года и, как многие другие живописцы, занимался реставрацией и копированием картин коллекции князя. Ему поручались наиболее ответственные работы.

Начиная с 1821 года сведения о нем в архивных документах исчезают – очевидно, художник был болен. Сохранилась «Опись имущества покойного живописца Ивана Колесникова», датированная 9 сентября 1823 года, из которой следует, что принадлежавший ему самовар был продан за восемнадцать рублей, а вырученные деньги заплачены священнику «за соборование и похоронение».

Веяния промышленного капитализма коснулись не только нарождавшегося класса буржуазии, но и старинных дворянских фамилий. В непосредственной близости от великолепных дворцов устраивались полотняные, сахарные, винокуренные, керамические заводы. Не остался в стороне от этих начинаний и князь Н. Б. Юсупов, который завел при усадьбе несколько предприятий промышленного типа – шелковую фабрику, пильный, хрустальный и фарфоровый заводы. О создании собственного фарфорового «заведения» князь мечтал еще в бытность директором Императорского фарфорового завода (1792-1800). В 1818 году в Архангельском возникло «живописное заведение», к которому были причислены ведущие крепостные художники: Федор Сотников, Федор Ткаченков, Егор Шебанин, Иван Колесников, возглавивший вновь созданное предприятие. Ему поручались закупка золота и красок, наблюдение за устройством печей для обжига фарфора, но основные обязанности его заключались в расписывании посуды и обучении учеников. Под руководством Ивана Колесникова одновременно занималось несколько человек – крепостные мальчики из разных поместий Юсупова.

Заведение с первых дней существования специализировалось на расписывании «белья»– белого нерасписанного фарфора, покупаемого на различных заводах, русских и иностранных: Петербургском, Попова и Гарднера, Батенина и Долгорукова, мануфактурах Мейсена, Вены, Севра.

«Живописное заведение», по сути дела, представляло собой фарфоровую мастерскую. Но в то же время это была и своеобразная школа живописи, которая готовила кадры молодых художников, что, безусловно, было прогрессивным явлением для того времени. В школе обучались крепостные мальчики и девочки в возрасте 10-12 лет и взрослые крестьяне, имевшие способности к рисованию. Опытные художники учили рисовать карандашом, маслом, акварелью и только после этого приступали к обучению живописи на фарфоре, что было делом сложным, так как краски для фарфора имеют свои специфические свойства, часто меняют цвет при обжиге.

Живописец должен знать состав красок, золота, способы их нанесения, температурный режим и многое другое. Каждый художник обучал одновременно 3-4 учеников. Всего за период существования школы курс обучения прошли около 70 человек.

Для совершенствования мастерства крепостных художников в росписи фарфора Юсупов иногда приглашал консультантов из вольных живописцев. С этой целью в Архангельском бывали Ж. Свебах – первый художник Севрской мануфактуры, Никола де Куртейль, а также довольно посредственные художники С. Рунжи и С. Богомолов, «знавший секрет, как можно меньше тратить золота на фарфоре...». Коммерческих целей владелец фарфорового заведения в Архангельском не преследовал, им руководило желание «удивить»свет оригинальной затеей, продемонстрировать умение своих крепостных расписывать фарфор не хуже западных мастеров. Болезнь руководителя «живописного заведения» Ивана Колесникова в 1821 году заставила Юсупова искать ему замену. С 1822 года предприятие возглавил приглашенный князем французский живописец Севрской мануфактуры Август Филипп Ламбер. Получив постоянного энергичного руководителя, фарфоровое заведение расширяет свою деятельность. Улучшается техническое и художественное качество росписи, расширяется ассортимент изделий, увеличивается число учеников – в 1825 году оно составляло уже 40 человек. Именно в этот период делаются успешные попытки самостоятельного производства фарфора. Плодотворная деятельность заведения, руководимого Ламбером, убедила князя принять предложение о постройке фарфорового завода. В 1827 году строится корпус завода, приобретается необходимое оборудование. Новое предприятие было сдано в аренду Ламберу с условием выплаты его стоимости (строительство обошлось Юсупову в 6294 рубля) плюс проценты с рассрочкой на шесть лет. Из 37 художников и учеников «живописного заведения» 16 человек переходили в ведение Ламбера, остальные оставались у Юсупова. При этом Ламберу разрешалось брать из оставшихся художников тех, «кои окажут успех и будут нужны».

Несмотря на расширение производства, новое дело шло плохо. Ламбер не заплатил в срок долг, возникло «дело о долге Ламбера, построившего в селе Архангельском фарфоровый завод». В 1828 году Юсупов взял на свое содержание нескольких живописцев. В следующем году Ламбер, желая поправить пошатнувшиеся дела фабрики, заключил контракт с московскими купцами Ромарино и Салциманом, поручив им административно-хозяйственные дела, оставив за собой право осуществлять художественное руководство предприятием, с тем чтобы получаемую прибыль делить поровну. Завод Ламбера, так и не сумевший наладить выпуск фарфора, производил фаянсовую посуду и скульптуру, а «живописное заведение» продолжало расписывать фарфор, купленный на других предприятиях. После смерти Н.Б.Юсупова в 1831 году его сын потребовал «приостановить» в Архангельском «все ненужные работы, оставив только существенно полезные». «Живописное заведение» как недоходное было ликвидировано, а фаянсовый завод переходил в аренду Ламберу сроком на семь лет. В марте 1835 года Ламбер внезапно скончался, завод перешел к его вдове «впредь на четыре года», а фактическим содержателем его стал московский купец 2-й гильдии Ромарино.

Что же сталось с крепостными художниками «живописного заведения»? Двенадцати из них была дана вольная, семерых учеников определили в Москву для обучения музыке, троих оставили в Архангельском на положении дворовых, а пятерым художникам предоставлялось право поступать работать на другие заводы. Таким образом, с 1835 года фаянсовый завод в Архангельском, по существу, использовал труд вольнонаемных мастеров. В конце 1839 года фаянсовый завод был закрыт. Об этом свидетельствует архивная запись: «Содержатель Архангельского фаянсового завода Г. Ромарино объявил канцелярии, что он тот завод долее содержать не желает... 15 авг. 1839 г.».


Живопись
Изделия из драгоценных металлов и камней
Мебель
Керамика
История производства фаянса в Архангельском
Фарфор
Фаянс

Йога для начинающих
Многие люди, ищущие выход из стресса, который нагнетается информационным изобилием, обращают свои взоры к спортзалам и духовным практикам. Хорошим вариантом могут стать занятия йогой в Москве. Хатха-йога - древнейший комплекс дыхательных, физических и психологических упражнений, направленный на достижение физического и духовного совершенства.