Московские парки

Путеводитель по лесопаркам и заповедникам столицы

Кусково

Государственный музей керамики и «Усадьба Кусково XVIII века»

Обложка путеводителя. На фото: Неизвестный художник. Портрет крепостной актрисы П.И. Ковалевой (Жемчуговой) в театральном костюме. 1780-е гг.

Государственный музей керамики и «Усадьба Кусково XVIII века» – один из примечательных музеев Москвы.

Свое наименование и нынешнюю структуру он получил в 1938 году при объединении Государственного музея керамики и Музея-усадьбы Кусково XVIII века. Оба музея были созданы в первые годы Советской власти по ленинским декретам о национализации помещичьих имений и частных художественных коллекций.

Усадьба Кусково с XVI века до революции принадлежала древнему боярскому роду Шереметевых. В XVIII веке это типичная загородная резиденция (»летний увеселительный дом») знатного вельможи Петра Борисовича Шереметева, сына известного петровского фельдмаршала Б.П. Шереметева.

Усадьба предназначалась специально для устройства торжественных парадных приемов, праздников и гуляний. Популярность усадьбы Кусково в XVIII веке была исключительно велика. Иногда, в дни особенно торжественных праздников, ее посещало до 25-30 тысяч человек одновременно.

Формирование кусковского архитектурно-паркового ансамбля относится к 40-70 годам XVIII столетия. Его создание осуществлялось трудом сотен крепостных крестьян и вольнонаемных мастеров, русских и иностранных. Среди них зодчие К. Бланк, Ю. Кологривов, крепостные архитекторы Ф. Аргунов, А. Миронов, Г. Дикушин, скульптор И. Зимин, садовник А. Фохт, лепщик И. Юст и многие другие талантливые мастера.

С XVIII века до наших дней сохранились (за некоторым исключением) все основные строения усадьбы – дворец, церковь с колокольней, кухонный флигель и парковые павильоны: Голландский домик, Итальянский домик, Грот, Большая каменная оранжерея, Эрмитаж.

Сохранился также регулярный парк с прудами, каналами и мраморной декоративной скульптурой.

Советское государство уделяет большое внимание сохранности кусковской усадьбы – этого уникального памятника русской художественной культуры XVIII столетия. С 1972 года территория музея объявлена заповедной зоной. В 1976 году по решению исполкома Моссовета был разработан комплексный план реставрации всей усадьбы, рассчитанный на несколько лет. В настоящее время реставрационно-восстановительные работы полностью еще не завершены.

Государственный музей керамики и «Усадьба Кусково XVIII века» пользуется широкой известностью не только в нашей стране, но и за рубежом. Ежегодно музей посещает свыше 150000 человек. Осматривать музей можно как с экскурсоводом, так и самостоятельно.

Дворянские усадьбы
Санкт-Петербург, как столица Российской империи, имеет множество дворянских усадеб и императорских резиденций. Посещая Санкт-Петербург, с познавательными целями стоит заранее подобрать вариант проживания на сайте http://www.piter.rent/. Есть вполне бюджетные варианты.

Настоящий путеводитель рассчитан на то, чтобы помочь посетителям ознакомиться с музеем самостоятельно. С этой целью предлагается следующий маршрут осмотра: Дворец – Парк – Голландский домик – Эрмитаж – Оранжерея – Вольер – Итальянский домик – Грот – Менажереи.

Церковь. 1737-1739 гг.

Дорога к Дворцу начинается от входных ворот, идет вдоль берега пруда и приводит на «почетный двор» – небольшую открытую площадку. Самым ранним из сохранившихся строений усадьбы является каменная церковь, построенная на месте старой деревянной в 1737-1739 годах по проекту неизвестного архитектора. Небольшие размеры, скромное оформление фасадов, скульптуры в нишах придают ей сходство с парковыми павильонами. Рядом с церковью – деревянная колокольня, увенчанная золотым шпилем. Это самая высокая постройка на территории усадьбы, сооружена в 1792 году по проекту и под руководством крепостных архитекторов А. Миронова и Г. Дикушина. За колокольней и церковью, несколько в глубине, расположен кухонный флигель, построенный в 1756-1757 гг. по проекту Ф.Аргунова. И хотя это сооружение подсобного типа, решено оно как парадное, что сближает его с архитектурой смежных строений и обеспечивает общее впечатление ансамбля.

Вид на Большой пруд со стороны дворца

Пруд в усадьбе был еще в XVI веке, но существующую ныне форму получил только в XVIII столетии. На противоположной стороне пруда, против главного входа во дворец, прорыт канал, по обе стороны которого стоят сохранившиеся до наших дней колонны из белого камня, увенчанные чашами-светильниками.

Справа на пруду находится насыпной искусственный остров. В дни особенно торжественных праздников и приемов для гостей на воде устраивали «потешные» морские бои и пышные фейерверки.

Справа на «почетном дворе» (если стоять лицом к пруду) установлен план усадьбы, выполненный по чертежам и планам XVIII века. Он дает представление о пространственной организации усадьбы, ее планировке и размерах (общая площадь усадьбы в XVIII веке была свыше 230 га).

Оборот обложки

История и краткий обзор
Дворец, регулярный парк, голландский домик
Эрмитаж, Большая каменная оранжерея, итальянский домик
Грот, менажереи, музей керамики