Путеводитель по лесопаркам и заповедникам столицы
Главный дом: вид со стороны парка
Кухня
Композиция усадьбы и большая часть построек относится к стилю барокко. Протяженная ось объединяет регулярную часть усадьбы и запрудные рощи, где она проходит в виде канала и просеки, направленной на Успенскую церковь села Вешняки. От главного дома через пруд открываются еще две просеки, входящие в трехлучевую композицию XVIII в. Регулярная часть ансамбля окружена каналом, соединяющимся с большим прудом. К пруду обращен парадный двор усадьбы, вдоль этого пруда размещаются комплексы сооружений у небольших Голландского и Итальянского прудов. Регулярный парк, образованный боскетами, делится на две части партером с главным домом и оранжереей в торцах. Парк украшен скульптурой (итальянских и русских мастеров), на партере — обелиск и колонна в память о посещении усадьбы Екатериной II. В восточной части парка сохранился рельеф, указывающий место расположения Зеленого театра. Звездообразная планировка запрудной части относится к советскому времени.
Оранжереи
Спасская церковь
В Эрмитаже накрывали стол на 12 персон и с помощью подъемника поднимали вместе с гостями на второй этаж
Главный дом (1769-1775) выстроен из дерева в сдержанных формах раннего классицизма по проекту французского архитектора Ш. де Вайи. Внутри роскошное убранство разных по тематике, цвету и назначению залов включает изящную резьбу, изразцовые печи, наборный паркет, осветительные приборы, мебель, картины и скульптуру. Мощный белокаменный цоколь дома сохранился от предшествующей постройки. Небольшая центричная церковь Спаса Всемилостивого, или Происхождения Честных древ Креста Господня (1737-1739), самое старое сооружение усадьбы, выполнена в формах европейского барокко, что раньше было еще более очевидно благодаря украшавшим ее скульптурам святых. Отдельно стоящая церковная колокольня (1792, арх. А.Ф. Миронов и Г.Е. Дикушин) выстроена из дерева в формах классицизма. Голландский домик (1749-1751) имеет вид и интерьер бюргерского жилища Голландии конца XVII в. Рядом с ним были «голландский сад» и две беседки. Итальянский домик (1754-1755) — изящная стилизация итальянской виллы. За ним — остатки «итальянского» сада с террасами и фонтаном. Грот (1755-1761) повторяет пышные формы грота архитектора Ф.-Б. Растрелли в Царском Селе. Уникальный интерьер Грота (1765-1775, мастер И.И. Фохт) украшен морскими раковинами, стеклом, натуральным камнем. Обширное здание Главной оранжереи (1761-1762) с танцевальным залом в центре и застекленными галереями — типичное сооружение садов барокко. Эрмитаж (1765-1767), предназначенный для уединенных приемов избранных гостей, не имел лестниц на второй этаж: гостей поднимали в креслах, еду — на столах. В отделке украшенного скульптурой павильона соединяется изящество классицизма и пышность французского рококо. Он стоит на пересечении восьми аллей.
Голландский домик
Итальянский домик
Швейцарский домик
С противоположной стороны партера на таком же пересечении располагается деревянный вольер для птиц (восстановлен). От него расходятся еще четыре дорожки с площадками для слушателей птичьего пения. Деревянный Швейцарский домик, построенный в XIX в. (1870-е, арх. Н.Л. Бенуа) в развитие идеи многонациональной архитектуры павильонов усадьбы, имеет вид швейцарского домика — шале.
Вольер для птиц
В итальянском домике
В итальянском домике
Менажереи предназначались для водоплавающих птиц
Одна из колонн-маяков