Московские парки

Путеводитель по лесопаркам и заповедникам столицы

Кусково

События и судьбы

Борис Петрович Шереметев (1652-1719), представитель древнего, известного с XIV в., боярского рода, сподвижник Петра I, за полководческий талант в Северной войне (1703-1721) одним из первых в России получил титул графа (1706) и звание фельдмаршала; в поэме «Полтава» А.С. Пушкин назвал его «Шереметев благородный». Выйдя в отставку, он женился и с 1715 г. начал в Кускове новую жизнь.

Брак Петра Борисовича Шереметева (1713-1788) с единственной наследницей канцлера, князя A.M. Черкасского, в 1743 г. сделал его и потомков богатейшими землевладельцами империи, освободив от необходимости какой-либо серьезной службы. Они прославили свое имя строительством усадебных ансамблей.

Шереметевы постоянно выделяли из среды крепостных людей наиболее одаренных, заботились об их обучении, при создании усадебных ансамблей давали возможность реализовать талант. Среди шереметевских крепостных существовали целые художественные династии, одной из самых замечательных была династия скульпторов, живописцев, архитекторов Аргуновых. Наиболее выдающимся представителем семьи был художник-портретист Иван Петрович Аргунов (1729-1802), создавший серию портретов рода Шереметевых.

Важнейшими событиями в жизни усадьбы во второй половины XVIII в. являлись праздники и увеселения. Самые крупные были посвящены посещениям императрицы Екатерины И. Она побывала здесь дважды: в 1775 и в 1786 гг. Первый раз, когда она прибыла в Москву на празднование Кучук-Кайнарджийского мира, ее принимали в недостроенном дворце, она обедала в гроте, смотрела спектакль в театре, гуляла в саду. За роскошный прием подарила хозяину мрамор для обелиска, который повторил форму обелиска в ее собственном садике в Царском Селе. В 1780-е гг., когда П.Б. Шереметев был предводителем уездного дворянства, праздники летом устраивали два раза в неделю. Главное место в череде развлечений отводилось театру. Специальные забавы предназначались для народа, фейерверки и катания на судах — для всех.

«Земли лоскутик драгоценной,
Кусково! Милый уголок,
Эдема сколок сокращенной,
В котором самый тяжкий рок
В воскресный день позабывался,
И всякий чем-нибудь пленялся!»

Так характеризовал «летний загородный увеселительный дом» Шереметевых поэт И.М. Долгорукий.

Кусковский театр по мастерству актеров и художественному уровню спектаклей соперничал с театрами Москвы и Петербурга. Труппа театра насчитывала около 200 крепостных актеров. Для их обучения была создана специальная школа. Хоровая капелла прославилась, когда ею управлял композитор Степан Дегтярев — автор первой русской оратории «Минин и Пожарский». Примадонной крепостного театра была талантливая актриса Прасковья Ивановна Ковалева (1768-1803), получившая сценическую фамилию Жемчугова. Она обладала великолепным сопрано, артистическим дарованием, добротой и душевной тонкостью, чем покорила сердце хозяина, Николая Петровича Шереметева (1751-1809), страстного поклонника искусств. В 1801г. Н.П. Шереметев, носивший прозвище Крез-младший, тайно обвенчался со своей крепостной в небольшой церкви Симеона Столпника, которая и сейчас стоит в начале Нового Арбата.

В 1918 г. их внук Сергей Дмитриевич Шереметев (1844-1918) передал усадьбу, как и Фонтанный дом в Петербурге, государству для устройства музея. Музеи разместились и в других шереметевских поместьях — Останкине и Остафьеве. По отношению к ним будто действует девиз, начертанный на гербе Шереметевых: «Deus Conservat Omnia» — «Бог хранит все».