Московские парки

Путеводитель по лесопаркам и заповедникам столицы

Архангельское

Дворцово-парковый ансамбль. Южная часть парка

Вид на Москву-реку

Боскеты, разбитые по обе стороны большого зеленого партера, с южной стороны заканчиваются широкой дорогой, двумя современными зданиями и большой террасой между ними. Корпуса санатория, построенные в 1937 году по проекту военного инженера В.П. Апышкова, не нарушили планировку и единство ансамбля. Они поставлены на месте старых оранжерейных флигелей. Когда-то вдоль дороги, начиная от Римских руинных ворот, стояли четыре трехэтажных флигеля с оранжереями. В них выращивались редкие южные растения : померанцы, лимоны, ананасы, фиги и пр. Указания владельца усадьбы говорят о том, что оранжереи были особой гордостью Архангельского: «Фрукты держать для продажи хотя малоприбыльно, но из них несколько сортов стараться иметь, чтобы щеголять и их показывать, как такие, которые редки в прочих ранжереях». Пространство между оранжерейными флигелями занимал цветник с фонтаном посредине. Как прежде, так и теперь – это лучшее место в Архангельском. Широкая гладь партера, обрамленная кронами лип, очертания прямоугольных боскетов, уступы террас с силуэтами беломраморных изваяний... И среди этого великолепия возвышается дворец, золотистый цвет которого на редкость удачно сочетается с темной зеленью лиственниц, и синевой неба. Невольно вспоминаются слова А.И. Герцена: «Я до сих пор люблю Архангельское. Посмотрите, как мил этот маленький клочок земли от Москвы-реки до дороги. Здесь человек встретился с природой под другими условиями, нежели обыкновенно. Он потребовал от нее одного удовольствия, одной красоты... он потребовал от нее одной перемены декораций для того, чтобы. .. придать естественной красоте красоту художественную, очеловечить ее на ее пространных страницах». Необычайно живописны берега Москвы-реки, ограничивающие усадьбу с юга. За рекой раскинулись широкие луга, сменяющиеся лесными далями. А ближе крутой высокий берег покрыт раскидистыми соснами. Сквозь густые ветви деревьев проглядывают серебристые купола старой церкви, с которой связано прошлое усадьбы и которая дала ей ныне существующее название – Архангельское.

Путь к церкви лежит через большую улицу бывшего села, мимо сохранившихся строений конца XVIII – начала XIX века: небольшого деревянного домика для гостей и двухэтажного каменного конторского флигеля.

Рядом – храм-усыпальница, построенный в 1909-1916 годах архитектором Р.И.Клейном. Хотя строение это принадлежит новому времени, оно не нарушило строго классического архитектурного стиля усадьбы. Монументальное здание из серого камня увенчано полусферическим куполом, барабан которого декорирован люкарнами и барельефами. Главным украшением храма служит восьмиколонный портик с примыкающими к нему двумя сквозными колоннадами. Им-то и обязано здание своим новым названием – Колоннада. Мотив Колоннады повторяется и внутри храма: высокие белые колонны с пышными золочеными капителями, кессонированный купол. Декоративные росписи и растительный орнамент выполнены художником И.И. Нивинским. Это скорее зал светского здания, нежели помещение храма. Здание никогда не использовалось по назначению. В 1960-х годах после реставрации в нем был открыт филиал музея, где экспонируются различные выставки. Благодаря хорошей акустике тут проводятся вечера старинной музыки. От Колоннады мимо башни над оврагом дорога ведет к Святым воротам, сооруженным в 20-х годах XIX столетия Е.Д. Тюриным в виде триумфальной арки для украшения подъезда к церкви. Сейчас трудно представить, что на месте зеленых газонов вдоль дороги к Москве-реке стояли деревянные избы маленького сельца Уполозы – так называлось Архангельское четыре столетия назад при вотчиннике А. Уполоцком. На протяжении XVII века селом поочередно владели бояре Киреевские и Шереметевы, князья Одоевские и Черкасские, а с 1703 года князья Голицыны.

Главной постройкой села была каменная церковь Михаила Архангела, возведенная в 60-х годах XVII века. С дальнего расстояния через арку глинобитной ограды видна лишь выбеленная стена с маленькими оконцами и входная дубовая дверь. За оградой церковь вырастает сразу, как бы вдруг, акцентируя внимание на центральном четверике, увенчанном ярусами кокошников. С восточной стороны видны два одноглавых придела. Внимательный взгляд, однако, может заметить, что нарядные кокошники южного придела заменяет железная кровля, а главка его не имеет серебристого лемехового покрытия, как остальные. Это не случайно. Долгие годы существования внесли целый ряд изменений в облик памятника. В первой четверти XIX века небольшой южный придел, расположенный по диагонали к основному объему, был достроен до уровня северного придела, следуя новым вкусам симметричности. Декоративные кокошники церкви были закрыты четырехскатной кровлей, окна растесаны. Исследовательские и реставрационные работы 1964-1965 годов в основном вернули памятнику первоначальный облик, сохранив без изменений только южный придел как достройку более позднего времени. Внутреннее помещение церкви очень просто. И в прошлом и теперь – это побеленные стены, кирпичные полы, заменившие керамические плиты. Примечательно, что здесь можно увидеть редко встречающуюся конструкцию сводчатых перекрытий, опирающихся не на четыре, а на два столпа, отодвинутых к западной стене. В настоящее время церковь является филиалом музея, где проводятся различные выставки.

Музей был открыт в усадьбе 1 мая 1919 года. С тех пор миллионы людей смогли познакомиться с замечательным памятником русской культуры. С первых лет Советской власти новые хозяева страны бережно относились к художественному наследию прошлого, о чем красноречиво свидетельствуют отзывы посетителей музея: «Было за что сражаться, было и что защищать»; «Все, что здесь есть, очень ценно, потому что мы еще не сделали своего, но оно будет еще более ценно, когда мы создадим свое». Недавно музей отметил свой шестидесятилетний юбилей. В историю его вписано много новых славных страниц. Это трудное время создания музея, эвакуация коллекций в годы Великой Отечественной войны, организация реставрационной, экскурсионной, научной работы и многое другое, что помогает сохранить великолепный дворцово-парковый ансамбль и его бесценные сокровища.


Западная часть парка
Восточная часть парка
Южная часть парка

Ландшафтные работы
Безусловно, не только проектировщики, но у непосредственные устроители парка в Архангельском были большими специалистами в области ландшафтного дизайна, несмотря на то, что тогда даже не было такого термина. Ознакомиться с принципами проектирования садовых и парковых пространств можно здесь - landshaft-spb.ru. Там же, обзавидовавшись, глядя на старые усадьбы, можно и заказать исполнение работы по превращению своего дачного участка в мини-парк.