Путеводитель по лесопаркам и заповедникам столицы
Горохов В.А., Лунц Л.Б.
Пейзажные парки Европы. Регулярные парки в XVIII в. создавались во всех странах Европы. В середине и особенно в конце XVIII в. регулярные приемы планировки парков начинают подвергаться критике главным образом за то, что эти приемы радикально изменяют природную среду. Появляется стремление приблизиться в парковых композициях к естественной природе. Так возникает новое направление в садово-парковом искусстве — пейзажное. Этому способствовало появление в европейской литературе описаний пейзажной планировки китайских садов и, в частности, книга английского архитектора Вильяма Чемберса о восточном садовом искусстве. Основоположником пейзажной планировки парков в Европе считается английский архит. Хемфрей Рептон (1752—1817).
Парковые пейзажи
Развитие пейзажного направления в ландшафтном искусстве именно в Англии можно объяснить прежде всего природными особенностями этой страны. Мягкий и очень влажный климат (2000 мм осадков и более в год) обеспечивает благоприятные условия для растительности. Да и ландшафт страны близок пейзажным приемам в ландшафтной архитектуре. В трудах К. Маркса и Ф. Энгельса имеются строки о природных особенностях Англии: «В ней (в Англии) нет ослепительной красоты, нет колоссальных массивов скал, вся она полна мягких волнистых холмов, которые при английском, всегда несколько бледном солнечном освещении, представляют неотразимое очарование. Изумляешься многообразию картин при простоте рисунка; из нескольких холмов, полей, деревьев, пасущегося скота, природа создает тысячи грациозных ландшафтов».
Несомненное влияние на развитие пейзажных приемов в ландшафтной архитектуре оказали произведения живописи и особенно таких знаменитых художников, как Антуан Ватто, Оноре Фрагонар, Клод Лоррен, Никола Пуссен, Юбер Робер, Рейсдал и др.
Основой пейзажного парка становится подражание естественной природе. На смену линейным посадкам приходят групповые, появляются поляны и лужайки свободных очертаний, водоемы в извилистых берегах, криволинейные дорожки. В парках исчезают топиарные формы. В то же время в них размещают различного рода сооружения: павильоны, беседки, трельяжи, иногда фонтаны. Следовательно, пейзажный парк — это не просто участок естественной природы, а своеобразный архитектурно-планировочный комплекс.
Парк Стоу, Англия, 1738. План
Stow Park, England, 1738. The plan
К числу наиболее известных пейзажных парков Англии относится парк Стоу в районе Букингема (около 100 км от Лондона). До XVIII в. здесь существовал регулярный парк, созданный по проекту архит. Ванбрега. В 1714 г. архит. Бриджмен начал его переделывать в парк пейзажного типа. Уже тогда в композиционное решение были включены (созданием соответствующих перспектив) окружающие участки площадью около 400 га. Закончили перепланировку в 1738 г. архит. Вильям Кент (1685—1748) и его ученик Ланселот Браун (1716—1784). Центром композиции парка был дворец, перед которым с севера и юга организованы прямоугольные открытые пространства. В южном направлении перспектива завершается статуей короля Георга I, а к северу — гладью водоема. Пересеченный рельеф с оврагами, холмами использован для создания небольших лужаек и разнообразных видов. На плане показано размещение в парке всевозможных декоративных элементов: беседок в виде храмов Венеры, Дружбы, Бахуса и др. скульптур, пещер и т. д. В первый период существования (это видно на плане) парк был ограничен регулярными посадками деревьев, которые позднее были заменены группами деревьев и кустарников, что позволило выявить перспективы на окружающие пейзажи.
Парк Стоурхейд, Англия. План
Storehead Park, England. The plan
Широкой известностью пользуется английский пейзажный парк Стоурхейд, созданный не профессионалом-архитектором, а любителем Генри Хоэром. В основе всей композиции парка — система искусственных водоемов, по берегам которых проложена сеть дорожек живописного очертания. Дворец или вилла не играет ведущей роли в общей композиции ансамбля. Этот прием выделяет данный парк среди многих других. В парке целый ряд парковых сооружений: грот, Пантеон, храм Флоры и др. Эти сооружения являются органичными элементами парковых перспектив. Очень богата по дендрологическому составу растительность парка. Группы и одиночные экземпляры растений на фоне водной глади образуют великолепные картины.
В числе других английских пейзажных парков следует упомянуть огромный Ричмонд-парк в Лондоне площадью 987 га, построенный Бриджменом парк в Чизвике (автор Вильям Кент) и его же произведение — парк Шефилд.
Ансамбль Сан-Суси, современное состояние, ГДР. План
Sans-Souci Ensemble now. The plan
Назад | Оглавление | Далее