Путеводитель по лесопаркам и заповедникам столицы
Горохов В.А., Лунц Л.Б.
Творчество английских архитекторов по созданию пейзажных парков оказало влияние на ряд европейских стран. Особенно много таких парков было создано в Германии. В их числе видное место занимает дворцово-парковый ансамбль Сан-Суси (Потсдам). Парк Сан-Суси площадью 290,3 га создавался в середине XVIII в. Первым его автором был архит. Г.В. Кнобельслорф (1699—1753), по проекту которого построены дворец и партер с шестью террасами и лестницей между ними по оси дворца. Лестница ведет на главную аллею длиной 2,5 км, пересекающую парк с запада на восток. В парке много архитектурных сооружений, из них особенно интересна картинная галерея (первый в истории музей для картин), где в настоящее время демонстрируются 124 произведения Рубенса, Вазари, Ван-Дейка, Гвидо Рени и других выдающихся художников.
Сан-Суси. Скульптура в парке (Фото Гюнтера Байера из кн. «Немецкие сады»)
Sans-Souci. A statue in the park
В парке располагается оранжерея длиной 300 м для тропических растений. Позднее, уже в XIX в., в Сан-Суси работал видный немецкий ландшафтный архитектор П.И. Ленне — автор парков Шарлоттенхоф и Сицилианского и Северного садов, составляющих часть паркового ансамбля Сан-Суси. Ему же принадлежит авторство ряда парковых участков всего ансамбля.
Сан-Суси, дворец (Фото Гюнтера Байера из кн. «Немецкие сады»)
Sans-Souci. The Palace
Современное состояние территории парка, водоемов и растительности свидетельствует о большом внимании и огромной работе, которые ведутся в парке. Все исторически сложившиеся планировочные узлы комплекса и партер-цветник перед картинной галереей, реставрируемый ныне в соответствии с первоначальным решением виноградник, цветники, Сицилианский сад, Северный сад, парк Шарлоттенхоф, сад Марли производят впечатление подлинных памятников садово-паркового искусства. Здесь все составляющие архитектуру парка элементы — деревья, газон, живые изгороди из разнообразных кустарников, цветники — кажутся шагнувшими со старинных гравюр. Особенно поражают высокоштамбовые (до 4—5 м) липы с шаровидной кроной (до 2 м), которые постоянно кронируются, пирамидообразные стриженые тиссы, живые изгороди сложных геометрических форм. В парке постоянно ведется кропотливая работа по замене отживающих деревьев: заблаговременно рядом с отмирающими деревьями высаживаются молодые экземпляры «на рост».
Сан-Суси. Аллея перед дворцом. Виды парка (Фото Гюнтера Байера из кн. «Немецкие сады»)
Sans-Souci. The alley in front of the Palace.
Парк Мюскау. Пруд перед дворцом (Фото Гюнтера Байера из кн. «Немецкие сады). ГДР
Muskau Park. The pond in front of the palace
Вторым крупным, расположенным в полутора километрах от Сан-Суси зеленым массивом паркового типа в Подтсдаме является Новый сад, называемый так в отличие от парка Сан-Суси. Новый сад, занимающий территорию 73,9 га, создан в 1787—1791 гг. П.А. Айзербеком и значительно расширен Ленне в 1817—1825 гг. Планировка Нового сада отличается обилием открытых ландшафтов, хорошей зрительной связью с окружающими озерами, газонами, интересным цветочным оформлением. Внутренние дворики дворца Цецилиенхоф, где происходила историческая Потсдамская конференция, демонстрируют приемы и рисунки цветочного оформления.
Парк Новый сад в Потсдаме, 1783. План. 1 — дворец; 2 — мраморный дворец; 3 — оранжерея
Neugarten in Potsdam, 1783. The plan
Из немецких пейзажных парков пользуются известностью парк Мюскау площадью несколько сот гектаров, на реке Нейсе, Пильнитцпарк в Дрездене, Путбуспарк (1725), парк Гёте в Веймаре.
Парк Мюскау, ГДР, 1757. План
Muskau Park, GDR, 1757. The plan
Парк в Веймаре. Беседка. (Фото Понтера Байера из кн. «Немецкие сады»)
Goethepark in Weimar. Summer-house Goethe
Пильнитц-парк. Вековой дуб на острове в парке (Фото Гюнтера Байера из кн. «Немецкие сады»)
Pillnitz-Park. A centuries-old oak on the island in the Park
Парк Гете в Веймаре, 1778 План
Goethepark in Weimar, 1778. The plan
Парк Путбус, ГДР 1725. План 1 — церковь; 2 — оранжерея; 3 — мавзолей; 4 — вилла; 5 — спортплощадка; 6 — обезьянник
Putbus Park, 1725. The plan
Пильнитц-парк в Дрездене, ГДР, 1720. План 1 — дворец; 2 — пруд; 3 — павильон; 4 — китайский павильон; 5 — оранжерея; 6 — розарий; 7 — коллекция хвойных растений
Pillnitz-Park near Dresden, GDR, 1720. The plan
Не избежала английского влияния и Франция. Малый Трианон в Версале (1782, архит. Мик, художник Гюбер Робер и садовник Ришар), парк Монсо (художник Кармонтель) и сад Богатель в районе Булонского леса (архит. Блэки) в Париже — тому примеры.
Сад Богатель в Париже. План 1 — домик Расина; 2 — грот, откуда течет источник; 3 — египетский обелиск; 4 — мост Расина; 5 — скамья в скале; 6 — вход на скалу; 7 — китайский сад; 8 — озеро; 9 — вход в пещеру; 10 — каскад; 11 — полукруглая скамья; 12 — скалистый холмик; 13 — мраморная статуя; 14 — палладианский мост; 15 — остров с могилой; 16 — дорожка в выемке; 17 — могила фараона; 18 — индийский павильон; 19 — видовая площадка; 20 — вход на площадку
Jardin de Bogatelle in Paris. The plan
Назад | Оглавление | Далее