Путеводитель по лесопаркам и заповедникам столицы
Горохов В.А., Лунц Л.Б.
О вотчине бояр Шереметьевых Кускове упоминалось уже в 1623 г., а с 1719 г. в Кускове велись большие работы. Основными авторами ансамбля были крепостной архит. Ф.Л. Аргунов и его ученик А. Миронов, который работал над композицией парка.
Парк Кусково в Москве. Генеральный план. 1 — дворец; 2 — церковь; 3 — служебный корпус; 4 — грот; 5 — Итальянский домик; 6 — Голландский домик; 7 — Эрмитаж; 8 — оранжерея; 9 — пруд; 10 — карусель; 11 — игра малая; 12 — беседка; 13 — лабиринт; 14 — каскад на канале; 15 — беседка в зверинце; 16 — Менажерия; 17 — открытый театр
Kuskovo Park in Moscow. The plan
Ансамбль Кусково состоит из центрального ядра регулярной планировки в окружении зеленых массивов пейзажного решения. Перед дворцом — большой пруд с островком, а за ним по оси дворца в глубь зеленого массива уходит канал, завершавшийся пышным каскадом. Начало канала было оформлено двумя колоннами, увенчанными чашами (для огня). С противоположной стороны дворца располагается грандиозный партер, завершающийся по оси дворца зданием оранжереи. В регулярном саду — изящный павильон Эрмитаж, на берегу небольшого пруда — Грот, а недалеко от него — Итальянский домик и открытый театр на 100 мест. Богато оформленный скульптурой и цветниками на фоне газонов партер с трех сторон окружен каналами и валами. За оранжереей располагался (не сохранился) лабиринт, а за большим прудом в зеленом массиве — зверинец. В создании ряда сооружений этого замечательного ансамбля принимали участие крупные архитекторы того времени Д. Ухтомский, С. Чевакинский, Ю. Кологривов.
Перед дворцом в Кускове
In front of the Palace at Kuskovo
Второе поместье Шереметьева — Останкино с большим дворцом, в котором был театр. На его сцене выступала знаменитая тогда крепостная актриса Ковалева-Жемчугова. Парк, решенный в регулярных приемах Ф.Л. Аргуновым и А.Ф. Мироновым, включал партер перед дворцом, обрамленный двумя рядами мраморных герм; с обеих сторон партера располагались два небольших участка пейзажной планировки. На правом участке был насыпан холм с беседкой на его вершине. Центральная аллея парка уходила к прудам на реке Каменке.
Придворцовая часть ансамбля Останкино в Москве. Чертеж архит. А. Миронова
Ostankino Estate near Moscow. The part adjacent to the Palace. Drawn by A. Mironov
Архангельское расположено в 23 км от Москвы. Еще в XVI в. на высоком берегу Москвы-реки, откуда открывались великолепные виды на заливные луга и густые леса, возникло небольшое село, принадлежавшее боярину А.И. Уполоцкому. В селе была выстроена деревянная церковь.
Вид на дворец в Архангельском
View of the Palace at Arkhangelskoye Estate
В 1703 г. Архангельское перешло к сподвижнику Петра I Д.М. Голицыну. Из окон вновь построенного дома (на нынешней верхней террасе парка) открывался вид на модный тогда Французский парк. Влияние Версаля, Летнего сада, Петергофа, несомненно, сказалось в планировке парка. Сохранилась копия плана парка 1767 г. Восемь квадратных боскетов (в документах они названы «партирамы»), обсаженных кленами, липами, были основой регулярной композиции. Между липами были посажены яблони, груши, крыжовник, барбарис. Интересно, что ассортимент растений почти полностью совпадал с ассортиментом верхнего сада Петергофа.
В начале XIX в. Архангельское стало одним из выдающихся произведений русского классицизма. Его владелец Н.А. Голицын решил создать своего рода подмосковный Версаль и пригласил проектировать парк итальянского архитектора Джакомо Тромбаро, приехавшего в Россию в 1779 г. и избранного в 1784 г. академиком русской Академии художеств.
Тромбаро положил в основу решения создание на склонах холма, на вершине которого был построен дворец, двух террас, украшенных партерами, цветниками и скульптурами.
Дворцово-парковый ансамбль Архангельское под Москвой, 1829. План. 1 — дворец; 2 — оранжерея; 3 — каприз; 4 — театр; 5 — церковь
Arkhangelskoye Estate near Moscow. Palace-and-park ensemble, 1829. The plan
В 1810 г. Архангельское переходит к Н.Б. Юсупову, который собрал здесь свои многочисленные коллекции предметов искусства, и в парке было установлено около ста скульптурных произведений. В создании комплекса Архангельского принимали участие видные московские архитекторы П.И. Бове, Е.Д. Тюрин, С.П. Мельников и талантливый крепостной архитектор В.Я. Стрижаков. В то время полукольцом вокруг регулярного парка, очевидно, под влиянием Павловска создаются участки пейзажной планировки.
Здесь были посажены рощи Аполлонова, Горятинская, Прусская и др., которые сохранились до настоящего времени и хорошо видны на плане 1829 г.
С крыльца дворца открывается чудесный вид. Партеры террас уступами спускаются вниз, и перспектива уходит вдаль к лесам на противоположном берегу Москвы-реки. И хотя регулярный парк сравнительно невелик (его площадь 14 га), благодаря открывающимся бескрайним перспективам он кажется очень большим. Верхняя малая терраса представляет собой квадрат со стороной 70 м, что соответствует ширине фасада дворца. Партер верхней террасы делится на два прямоугольника, а по внешним границам партера проложены аллеи, украшенные гермами.
Верхняя терраса обнесена балюстрадой. Нижняя терраса, куда ведет широкая лестница, тянется на 153 м, а еще ниже расстилается огромный прямоугольник партера размером 240x70 м.
А.С. Пушкин бывал в Архангельском в 1827 и 1830 гг. Ему он посвятил строки:
«Ступив за твой порог,
Я вдруг переношусь во дни Екатерины:
Книгохранилища, кумиры и картины,
и стройные сады свидетельствуют мне…»
Ансамбль Архангельского является выдающимся памятником архитектуры и садово-паркового искусства и бережно охраняется государством.
Партер в Архангельском
Parterre at Arkhangelskoye
Изучение исторических парков, решенных регулярными приемами, позволяет сформулировать архитектурно-художественные принципы их планировки. Целостность — краеугольный камень регулярных композиций, стремление неразрывно связать каждую часть парка с последующей, но таким образом, чтобы с определенной точки каждый участок казался самостоятельным целым. Строгость композиции подчеркивается четкими пропорциями, симметрией членений, определенным ритмом размещения и регулярной формой таких декоративных элементов, как водоемы, фонтаны, беседки и т. д. Эта строгость соблюдается и в зеленом наряде парка, где преобладают линейные посадки деревьев и стриженые полосы кустарников. Несмотря на строгость общей композиции, в регулярных парках отсутствует монотонность. Общая целостная картина оживляется едва заметной асимметрией. Стремление к благородной простоте чувствуется в архитектурном решении лестниц, подпорных стен, покрытых газоном откосов.
Единая ось композиции и создание протяженных перспектив — наиболее ярко выраженные приемы создания регулярного парка.
Вид на окрестности из Архангельского
View of the environs of the Arkhangelskoye Estate
Назад | Оглавление | Далее