Путеводитель по лесопаркам и заповедникам столицы
Горохов В.А., Лунц Л.Б.
Дворцово-парковый ансамбль Петергоф (ныне Петродворец) создан Петром I в начале XVIII в. В сохранившихся документах Петра впервые встречается это название в 1705 г., а уже в 1709 г. на этой территории развернулись большие работы и в 1711—1714 гг. был построен первый деревянный дворец. В работах над созданием этого уникального исторического ансамбля участвовали архитекторы Броунштейн, Леблон, Микетти. Интересно отметить, что первый из этих архитекторов — Броунштейн появился в Петергофе в начале 1716 г., т.е. в то время, когда основа схемы планировки территории с каналом по оси была осуществлена по личным указаниям Петра.
Петродворец. Скульптура в парке
Petrodvorets. Sculputre in the park
Петродворец занимает территорию 800 га, включая Дворцовый парк и парк Александрия. Дворцовый парк состоит из двух частей: Верхнего сада площадью 15 га и Нижнего сада площадью 102,5 га. Между ними расположен дворец. Перепад рельефа от дворца к морю (Финскому заливу) составляет около 40 м. Планировка Верхнего сада решена в строгой регулярной манере. Для композиции парка характерна система боскетов, ось которой совпадает с осью дворца, а центром композиции является фонтан Нептуна. У входа в парк разбиты цветники регулярного типа, а перед дворцом на живописных площадках располагаются два фонтана Квадратный и Дубовый.
Дворцово-парковый ансамбль Петергофа (теперь Петродворца), под Ленинградом. I — Верхний сад; II — Нижний сад; III — Александрия; 1 — дворец; 2 — Марли; 3 — Монплезир
Palace-and-garden complex Peterhof (now Petrodvorets), near Leningrad
Планировка Нижнего сада, где размещены павильоны Марли, Монплезир, Эрмитаж, решена сочетанием трех трехлучевых композиций. Первая из них включает центральный луч по оси дворца к морю, правый луч — к павильону Монплезир и левый — к павильону Марли; вторая трехлучевая композиция начинается у павильона Марли, причем левый луч ведет к павильону Монплезир, центральный луч пересекает весь Нижний сад и приводит в парк Александрия, а правый луч — к площадке у подножия «Шахматной горы», на которой расположены Римские фонтаны. Третья трехлучевая композиция начинается от площадки у «Шахматной горы»; центральный ее луч ведет к павильону Монплезир, левый луч направлен к аллее, соединяющей Монплезир с Марли, а правый луч — к павильону, размещенному на аллее, ведущей к пирамидальному пруду.
Петродворец. Большой каскад перед дворцом
Petrodvorets. The Great Cascade in front of the Palace
Следует отметить, что такое сочетание взаимно пересекающихся трехлучевых композиций не имеет аналогов в планировке исторических парков. Эти лучевые аллеи создают самые разнообразные перспективы. Среди них особенно впечатляющей является перспектива от дворца к морю и от моря к дворцу вдоль главного каскада фонтанов. Но самым прекрасным художественным компонентом Петродворца является система его фонтанов, в которой ведущее место принадлежит Большому каскаду. Большой каскад — это великолепное сочетание архитектуры, скульптуры, фонтанных струй и садового искусства. Архитектоника водяных струй и каскадов находится в полной гармонии со всей панорамой окружения. Центром композиции является исполинская фигура Самсона, раздирающего пасть льва, из которой вырывается мощная струя воды, взлетающая на высоту 20 м. Скульптура Самсона работы М. Козловского была поставлена в 1802 г. взамен старой свинцовой фигуры (по замыслу Петра I эта скульптурная композиция должна была символизировать победу русских войск в Полтавской битве, которая произошла 27 июня 1709 г. (по церковному календарю — в день Св. Самсония).).
Петродворец. План центральной части ансамбля Petrodvorets
The central part of palace-and-garden complex shown in plan
Вокруг ковша-бассейна группируются скульптуры Наяды и Сирены, аллегорические фигуры Невы и Волхова, дельфинов, львов. Здесь создано красивое переплетение стремительно несущихся водяных струй. А над бассейном, на уступах каскадов, высятся в ритмичном чередовании фонтаны в форме чаш и ваз, исполненные М. Козловским по рисункам А. Воронихина; стоят золоченые копии античных скульптур и оригинальные произведения блестящих русских ваятелей конца XVIII — начала XIX в. (Ф. Щедрин — статуя Персея, Ф. Шубин — статуя Пандоры, Я. Рашет — статуи Юпитера, Юноны, Галатеи, И. Мартос — статуя Актеона, И. Прокофьев — статуя Алкида). Эти скульптуры заменили прежние свинцовые.
Петродворец. Фонтаны Большого каскада
Petrodvorets. The Fountains of Great Cascade
Вода устремляется в ковш по уступам, украшенным золочеными барельефами, исполненными К. Растрелли, Ф. Вассу и К. Оснером при Петре I. У подножия дворца — Большой грот и перед ним красивыми дугами переплетаются струи фонтана «Корзина». Над ним с террасы грота тритоны «трубят» в свои звучные раковины. Вправо и влево от ковша среди узорных цветников и газонов устроены итальянские фонтаны. В широких бассейнах высятся красивого рисунка массивные мраморные вазы, из которых с силой взлетают мощные струи. На зеленых откосах белеет мрамор террасных фонтанов. За мраморными скамейками возвышаются позолоченные фонтанные скульптуры Данаиды и Нимфы.
В Центральной аллее, ведущей от Марли на восток, на равных расстояниях от Большого каскада установлены фонтаны Адама и Евы. В каждом из них 12 мощных струй расходятся от скульптур. Направо от Марли на пологом склоне расположен Золотой, или Марлинский, каскад, построенный М. Земцовым. Его украшали скульптуры из свинца, которые в 1870 г. архит. Н. Бенуа заменил новыми мраморными фигурами. Это статуи античных богов Флоры, Гермеса, Минервы и др. Известны лишь авторы трех фигур: П. Баратт (Андромеда), Канова (Психея — копия с оригинала) и Тарсий (Нептун).
Группа «Мальчик со свирелью» внизу каскада была поставлена в 1829 г. и сменила прежнюю группу «Фавн с козленком».
Схема размещения скульптур Большого каскада. Левый каскад (скульптуры): 1л — Весна; 2л — Лето; 3л — Персей с головой Горгоны; 4л — Пандора; 5л — Церера; 6л — Капитолийский фавн; 7л — Флорентийский фавн; 8л — Венера Каллипига; 9л — Юпитер; 10л — Флора Капитолийская; 11л — Амазонка; 12л — Бахус с Сатиром; 13л — Мелеагр Бельведерский; 14л — Террасные фонтаны; (барельефы): А — Нептун; Б — Плутон, похищающий Прозерпину; В — Нарцисс и его отражение в воде; Г — Кентавр Несс, похищающий Деяниру; Д — Тритон, похищающий младенца; Е — Триумф Амфитриты; 3 — Пан, Сатиры и Амуры; Правый каскад (скульптуры): 1п — Осень; 2п — Зима; 3п — Ассис; 4п — Юнона; 5п — Фавн Флорентийский; 6п — Галатея; 7п — Венера Медицейская; 8п — Меркурий Капитолийский; 9п — Ганимед; 10п — Актеон; 11п — Дискобол; 12п — Германик; 13п — Антиной Капитолийский; 14п — Террасные фонтаны; (барельефы): А — Вакх; Б — Похищение Европы Юпитером; Вп — Тритон, похищающий женщину; Г — Актеон и купающаяся Диана; Д — Морская сцена; Е — Кентавр, Несс, похищающий Деяниру; 3 — Нарцисс и его отражение в воде; Скульптуры средней части каскада и ковша: А1 — тритоны, трубящие в раковины; Б1 — Венера Каллипига; В1 — Пан и Олимпий; Г1 — Спящий фавн; Д1 — Амур и Психея; Е1 — фавн; Ж1 — Бойцы; И1 — лягушки; К1 — Нева на дельфине; Л1 — Волхов на дельфине; М1 — Самсон и лев; Н1 — Львиные головы; О1 — Сирены с дельфинами; П1 — Наяда; Р1 — Жертвоприношение; С1 — Латона и Юпитер; Т1 — Венера
Layout scheme of Great Cascade sculptures
Назад | Оглавление | Далее