Московские парки

Путеводитель по лесопаркам и заповедникам столицы

Горохов В.А., Лунц Л.Б.

Парки мира

1. Исторический очерк

Регулярные и пейзажные парки

Перед павильоном Монплезир разбит регулярный Голландский садик, в центре которого установлен фонтан «Корона», в котором рисунок водяных струй образует очертание короны. В четырех квадратах цветников садика стоят симметрично по отношению к центральному фонтану четыре золоченые статуи на постаментах, с которых стекает вода, образуя водяные колокола. Эти фонтаны называются «Клоши», они были поставлены еще при Петре I, который сделал специальное указание, как их сооружать.

Статуи фонтанов, первоначально свинцовые, были заменены в 1818 г. бронзовыми, отлитыми по моделям скульптора Мартоса, создавшего первоклассные копии с известных оригиналов: юного Аполлона, Фавна с козленком, Психею (по оригиналу Кановы) и Вакха с Сатиром (по оригиналу Сансовино).

Здесь же в садике находились так называемые «шутихи» — предательские скамьи, подходя к которым ничего не подозревающий посетитель вдруг оказывался окруженным множеством струй, вырывающихся из замаскированных в земле трубочек. Напротив садика было еще два «шутейных» фонтана такого же типа — Китайский зонт и Дубок.

К югу от дворца Монплезира протянулась широкая аллея, замкнутая в конце каскадом «Шахматная гора». По обе стороны этой аллеи на широкой площадке перед каскадом высятся два Римских фонтана. Вместе с Шахматным, или Руинным (как его называли вначале) каскадом, Римские фонтаны создают оригинальный ансамбль.

Органической частью системы фонтанов является их скульптурное оформление, которое продолжалось многие годы. Очень многие скульптуры, варварски уничтоженные или похищенные (как, например, скульптура Самсона, разрывающего пасть льва, — работа М. Козловского) немецкими фашистами, полностью восстановлены большой группой советских скульпторов. О масштабах скульптурного оформления можно судить по тому, что в комплексе большого каскада — 71 скульптура; в комплексе Марлинского каскада — 17 и в комплексе Руинного каскада (Шахматная гора) — 13 скульптур.

Чудесная симфония Петергофских фонтанов пленила А.С. Пушкина, и в поэме «Руслан и Людмила» он пишет о парке:

«…Летят алмазные фонтаны
С веселым шумом к облакам;
Под ними блещут истуканы,
Дробясь о мраморны преграды,
Жемчужной, огненной дугой
Валятся, плещут водопады;
И ручейки в тени лесной
Чуть вьются сонною волной».
Приют покоя и прохлады
Сквозь вечну зелень здесь и там
Мелькают светлые беседки;
Повсюду роз живые ветки
Цветут и дышат по тропам»

Для фонтанов Петергофа потребовались громадные массы воды. Поэтому была создана специальная система водоснабжения, берущая начало на Ропшинских высотах в 22 км от Петергофа, которая давала фонтанам 12 тыс. кубометров воды в час. Эта уникальная система была разработана в 1721—1722 гг. русским инженером Василием Туволковым. Интересно отметить, что Петр I во время пребывания во Франции посещал Версаль, где особенно ему понравились каскады Марли. Возможно, что идея создания Петергофа появилась у него во время этой поездки. Но Петергоф, даже по мнению иностранцев, значительно превосходит французские памятники. В Петродворце фонтаны бьют в летнее время ежедневно и все без исключения, а фонтаны Версаля — только несколько часов в месяц.

Назад | Оглавление | Далее