Московские парки

Путеводитель по лесопаркам и заповедникам столицы

Горохов В.А., Лунц Л.Б.

Парки мира

1. Исторический очерк

Регулярные и пейзажные парки

Регулярные парки СССР. На территории СССР сохранилось большое количество произведений садово-паркового искусства. Многие из них взяты под государственную охрану; в парках ведутся реставрационные работы. Особенно в большом объеме пришлось вести реставрацию исторических архитектурных памятников и парков, расположенных под Ленинградом, разрушенных немецкими фашистами в годы второй мировой войны.

Центральный парковый ансамбль в Ленинграде. Схема 1 — Летний сад; 2 — Марсово поле
Central park ensemble in Leningrad. Layout scheme

Среди выдающихся произведений садово-паркового искусства на территории СССР прежде всего следует назвать Летний сад и Петергоф (ныне Петродворец), созданные при Петре I. Побывав во Франции, Голландии и Германии, Петр I увлекся созданием садов и парков. Первым из них был Летний сад при летней резиденции Петра. Строительство его началось в 1704 г. под непосредственным руководством самого Петра.

Летний сад в Петербурге. Проект Яна Розена, 1714—1717
Summer Gardens in Petersburg. Design by Jan Rozen, 1714—1717

В числе дошедших до нас документов по планировке Летнего сада следует назвать план садовода Яна Розена, работавшего с 1712 по 1725 г. Планировка решена системой аллей и дорожек, деливших территорию на прямоугольные участки. В то время сад простирался до самого берега Невы (сейчас здесь проложена городская магистраль). На центральной аллее, площадках были установлены мраморные фонтаны.

На нескольких квадратных участках окруженные живой изгородью из стриженых кустарников располагались цветники, а в центрах этих участков стояли беседки. Около входа в сад расположен существующий и теперь «Карпиев пруд» с фонтаном. Деревья и кустарники формировали красивые «зеленые стены». Довольно широко применялось устройство «крытых» аллей при помощи вьющихся по опорам растений. При устройстве сада высаживались взрослые деревья «толстотою кругом дюймов 12 или 15 с корнем и землею»

Летний сад. Обмер архит. М. Земцова, 1723—1725
Summer Gardens. Measured by M. Zemtsov, 1723-1725

Замечательным парковым сооружением в саду был грот, на месте которого сейчас стоит павильон, построенный архит. Росси. На сохранившихся чертежах М.Г. Земцова видно, что грот состоял из трех залов, соединенных арочными проемами. По парапету, окружавшему грот, были установлены мраморные статуи: «Флора», «Мореплавание», «Архитектура», «Фортуна», «Терпсихора», «Зефир». В центральном зале был сооружен фонтан с фигурой Нептуна. В заднем помещении находился музыкальный инструмент, приводимый в действие водой. Когда фонтаны действовали, в гроте раздавалась мелодичная музыка.

На самом большом прямоугольном участке сада с довольно сложной системой дорожек был устроен лабиринт с фонтанами на темы басен Эзопа, по краям дорожек лабиринта — стены из стриженых растений. В нишах этих стен были установлены 32 фонтана.

Летний сад. Аллея
Summer Gardens. An alley

По заказу Петра I венецианские скульпторы изготовили для сада статуи: «Правосудие», «Милосердие», «Слава», «Навигация» (автор П. Баратта), «Утро», «Полдень», «Вечер», «Ночь» (автор Д. Бонацца) и многие другие.

В 1877 г. сад был разрушен сильной бурей и наводнением. Позднее были выполнены работы по его восстановлению.

В создании сада участвовал архит. Иван Матвеев, затем в саду работал архит. Трезини (автор дворца) и мастер-садовод Ян Розен, составивший первый план территории, позднее французский архит Ж.Б. Леблон, разработавший еще один вариант планировки. Окончательный план Летнего сада был зафиксирован обмером с натуры в 1723 г. архит. М.Г. Земцовым.

В конце XVIII в. в саду работал архит. К. Растрелли.

В настоящее время сад бережно охраняется. Рядом с его территорией на месте плаца для парадов разбит большой сквер по проекту акад. архит. И. А. Фомина с монументом, посвященным борцам революции (автор монумента архит. Л. В. Руднев). Сейчас Летний сад входит в центральный садово-парковый ансамбль Ленинграда и является его украшением.

Назад | Оглавление | Далее