Путеводитель по лесопаркам и заповедникам столицы
Горохов В.А., Лунц Л.Б.
План Версаля прекрасно обозрим благодаря открытой планировке. Можно себе представить, какое величественное зрелище открывалось с верхнего балкона дворца на творение Ленотра. Слева от дворца виднелись два мощных газона, разбитых диагональными дорожками с бассейнами на их пересечениях. За ними шел крутой спуск к Оранжерее, еще дальше виднелись Швейцарское озеро и теряющиеся в дымке холмы. Южному партеру справа соответствовал северный партер; аллея воды спускалась к фонтану Дракона, за которым блистала огромная стеклянная масса бассейна Нептуна.
Но самое примечательное зрелище открывалось прямо перед дворцом. Здесь были два узких бассейна, обрамленных гранитными рамами. За ними виднелся спуск — Большая лестница. Следующая узловая точка — фонтан Латоны среди двух партеров; еще дальше шла Королевская аллея, названная впоследствии Зеленым ковром; за Королевской аллей как ответное эхо фонтану Латоны виднелся бассейн Аполлона и, наконец, почти на горизонте — блестящая полоска Большого канала с его двумя рукавами, еще не закрытыми разросшимися впоследствии деревьями. Зрелище это давало исключительное богатство зрительных впечатлений. Просторы парка открывались сразу, с одного наблюдательного пункта. Они ясно вырисовывались с их четко выраженными началами порядка и гармонии.
Дворец и парк — это как бы грандиозная карта, развернутая у ног ее владельца. Этим определяется глубокое отличие Версаля от итальянских парков эпохи барокко. Элемент зрелищности был присущ и им, но эта зрелищность носит несколько театральный характер. Деревья, боскеты, водопады, лестницы — все это громоздится по естественным уступам почвы в виде кулис или декораций. При взгляде с высоты эти зрелищные эффекты обычно пропадают. Наоборот, в Версале они с этой точки зрения открываются особенно ясно.
Но вид с дворца — это только главный вид на версальскую панораму. Хотя весь парк возведен на искусственно выровненной почве, на месте осушенных болот, он образует несколько уступов, так что дворец и главный партер высятся над остальными частями парка. Таким образом, кроме главной панорамы есть еще несколько других точек, откуда раскрываются перспективы парка. Со стороны дворца глаз легко охватывает далекое пространство.
Не следует думать, что Версаль был рассчитан только на восприятие «с птичьего полета», что его дорожки — только ленты, членящие плоскость. Стоит с балкона спуститься вниз — и зрелище решительно меняется. Здесь выступает второй аспект Версаля, его новое восприятие. Квадраты перестают быть квадратами, они в перспективе обращаются в сильно вытянутые ромбы и трапеции. Предметы, которые сверху казались расставленными в пространстве один рядом с другим, теперь сближаются, и кажется, что они стоят один за другим. Охват единым взглядом большого пространства был едва ли не главной задачей Ленотра.
Назад | Оглавление | Далее