Путеводитель по лесопаркам и заповедникам столицы
Горохов В.А., Лунц Л.Б.
История Версальского дворца и парка тесно связана с развитием французского абсолютизма. Строительство Версаля было задумано и осуществлено во второй половине XVII в., когда абсолютизм достиг высшей ступени своего могущества. Неудивительно, что строительство Версальского ансамбля было на первых порах встречено реакционной французской знатью с нескрываемым недовольством. В этом строительстве были выражены идеи прогрессивной для своего времени централизованной монархии, покончившей с феодальной раздробленностью государства и объединившей Францию. Социальная перестройка Франции была непосредственно связана с ее экономическим развитием. Успехи экономики Франции, передовой страны XVII в., отразились и в самой технике строительства Версаля. Так, например, Зеркальная галерея Версальского дворца не только была выражением исканий новых пространственных и световых эффектов, она должна была демонстрировать достижения французской стекольной промышленности, ее первых побед над Венецией. Три версальских проспекта — это не только завершение дворцовой перспективы, но и памятник дорожного строительства; много позже Вольтер сравнивал их с прославленными дорогами Древнего Рима. Наконец, фонтаны и бассейны Версальского парка также следует признать значительным техническим достижением эпохи. Провозглашение Версаля резиденцией правительства Людовика XIV не было простым проявлением королевского каприза. То было время, когда личная вражда Людовика с остатками феодальной «фронды» совпадала с объективной необходимостью создания нового центра, нового стиля жизни, нового искусства как выражения победы идеи централизованного государства над сепаратизмом феодальной аристократии. Эту идею и должен был выразить Версаль. Запечатлеть в архитектурных образах мощь французского абсолютизма — такова одна из главных общественно-политических задач, поставленных перед строителями Версальского дворца и парка. Идея единства, идея порядка, идея системы — вот что противопоставлял французский абсолютизм раздробленности феодальных князей. В формах искусства это обозначало тектоническую ясность, представительность, чувство меры.
Дворцово-парковый ансамбль Версаля. План. 1 — дворец; 2 — водный партер; 3 — партер цветов; 4 — оранжерея; 5 — бассейн; 6 — триумфальная арка; 7 — аллея воды; 8 — фонтан Дракона; 9 — бассейн Нептуна; 10 — ванна Аполлона; 11 — бальный зал; 12 — бассейн и партер Сатурна; 13 — лабиринт; 14 — Водяной театр; 15 — фонтан Цереры; 16 — фонтан Сатурна; 17 — Жирандоль; 18 — боскет дофина; 19 — боскет звезды; 20 — фонтан Флоры; 21 — фонтан Бахуса; 22 — королевские озера; 23 — колоннада; 24 — аллея Зеленого ковра; 25 — боскет Купола; 26 — боскет Обелиска; 27 — боскет Анфилады; 28 — зал каштанов; 29 — бассейн Аполлона; 30 — канал; 31 — трианон; 32 — королевская площадь
Palace and park ensemble of Versailles. The plan
Искусство Версаля является выражением законченного и последовательного мировоззрения классической эпохи французского абсолютизма. Как и в каждом большом стиле, во французском искусстве XVII в., и в частности в ансамбле Версаля, нет разлада между замыслом и воплощением. Зрелище совпадает в нем со смыслом, форма с наибольшей ясностью выражает идею, содержание, заложенное в произведении искусства.
Планировка Версальского парка имела свои прообразы в барочных садах Италии и Голландии. Осевая композиция парка нашла применение уже в Во-ле-Виконт. Новым в Версале было то единство пространственного замысла, которое соединило одной магистралью дворец и парк и придало подчиненное значение всем сопряженным с нею координатам. В соответствии с этой идеей за Королевской аллеей в качестве ее продолжения по другую сторону дворца (точнее, с придворцовой площади) были проложены прямой, как стрела, проспект в Париж и две другие дороги в Со и Сен-Клу — все три в виде расходящихся лучей.
Версаль
Versailles
Назад | Оглавление | Далее