Московские парки

Путеводитель по лесопаркам и заповедникам столицы

Горохов В.А., Лунц Л.Б.

Парки мира

1. Исторический очерк

Регулярные и пейзажные парки

Французское садовое искусство XVII в. продолжает традиции итальянского садового искусства. Известно, что создатель Версаля Ленотр совершил путешествие в Италию и познакомился там с лучшими образцами парков барокко. Но истоки развития французского парка связаны не только с историей паркового искусства. Предпосылкой его развития послужило развитие всей художественной и интеллектуальной культуры Франции XVII в. В течение XVII в. начала рационализма проникают во все области французской культуры и оказывают на них сильное воздействие. Что касается паркового искусства, то начала рационализма сказались прежде всего в геометризме всей планировки парков, в ярко выраженном преобладании во всей композиции начал логики и разума над воображением и чувством.

Замкнутость присуща только боскетам Версаля, расположенным по бокам Королевской аллеи. Каштановая аллея была закрыта со всех сторон густой зеленью и давала летом приют от палящего полуденного зноя. Композиция отдельных уголков парка, скрытых боскетом, повторяет в миниатюре главный партер. Даже так называемая Колоннада с ее пролетами арок так открыта и воздушна, что группа «Похищение Персефоны» Жирардена не в силах стать ее притягательным центром. В этом ее отличие от итальянских барочных фонтанов, которые своей массой заполняют римские площади.

Своеобразная открытость, незамкнутость ясно выражены в основном композиционном замысле Версаля. Веерная композиция положена в основу планировки парка: зритель поминутно оказывается на перекрестках лучевых аллей, которые раскрывают перед ним заманчивые дали. При этом следует заметить, что по мере удаления от дворца отрезки отдельных частей планировки становятся крупнее, просторы все шире и шире. Эта «обратная перспектива» рождает впечатление возрастания пространственного ритма.

Романтики и их предшественники упрекали создателей Версаля в том, что со своим пристрастием к математике они не чувствовали природы. Виктор Гюго писал, например, в своем несколько ироническом стихотворении:

«Была природа в парке этом
Как будто неживой;
Как будто с выспренным сонетом,
Возились там с травой.
Ни плясок, ни малины сладкой
Ленотр и Жан Люли
В садах и танцах беспорядка
Стерпеть бы не смогли.
Застыли тиссы точно в трансе,
Равняли строй кусты,
И приседали в реверансе
Заученном цветы».

Такой упрек нельзя считать справедливым. Строители Версаля, правда, были мало склонны к тем лирическим переживаниям, которые культивировали создатели английского сада, но мастера Версаля видели в природе первозданную силу и выразили это в грандиозном парковом замысле. Нужно вспомнить заключительный аккорд версальской планировки — Большой канал с его необозримыми водными пространствами, которые уводят нас за пределы парка и, сливаясь с горизонтом, приобщают человека к природе, еще не тронутой человеческой рукой; нужно представить себе летние вечера, когда солнечный диск, отражаясь в воде, медленно погружается в канал, чтобы понять, что это зрелище могли создать только люди, обладавшие глубоким чувством и пониманием природы.

Как мы уже отмечали, облик Версальского парка очень разнообразен. Особенно это касается части парка близ Малого Трианона, где рядом с регулярным французским партером возникает английский романтический сад (1775—1783). Его создатель Антуан Ришар следовал образцам, с которыми он познакомился в Англии. Здесь мы находим и извилистые дорожки, и классическую ротонду, сверкающую белыми колоннами из-за чащи деревьев. На каждом шагу нежданные, как бы нечаянные картины: то это просветы среди деревьев, то блистающая лента реки, то тенистый и заросший пруд с берегами, оживленными беседками и павильонами.

Большой и Малый Трианон в парке Версаля. План. 1 — Малый канал парка; 2 — дорога к фонтану Нептуна; 3 — Большой Трианон; 4 — Малый Трианон; 5 — музей экипажей; 6 — театр Марии-Антуанетты; 7 — французский павильон; 8 — ферма; 9 — голубятня; 10 — дом Королевы; 11 — мельница; 12 — Большое озеро; 13 — английский парк; 14 — сад Короля; 15 — большое каре; 16 — Большая звезда; 17 — Звезда королевы; 18 — Малая звезда; 19 — бассейн
Grand et Petit Trianon in the Park of Versailles. The plan

Если фасад Малого Трианона со стороны двора еще обладал некоторой парадностью, то со стороны сада и даже со стороны французского партера он кажется таким же миниатюрным павильоном, как и другие постройки, рассеянные среди зелени и бассейнов. Ришар пытается включить домик Марии Антуанетты в композицию сада и выразить в этом чувство природы, которое в ту пору пробивалось в искусстве. Дворец Малого Трианона уже не доминирует над природой, как Версальский дворец, наоборот, он включается в пейзаж, почти растворяясь в нем. Эта тема слияния архитектуры с пейзажем парка является лейтмотивом всего трианонского парка. Планировка его необычайно живописна и нерегулярна.

Если попытаться сформулировать основные положения творчества Ленотра, получится следующая картина: в основе решения лежит подчинение деталей целому; применяются длинные и широкие перспективы (в отличие от коротких перспектив в садах итальянского Возрождения); строятся невысокие лестницы с широкими ступенями и парапетами; декоративные водоемы решаются главным образом гладкими поверхностями (без шумных водоемов итальянского барокко); широко применяются топиарные формы и растения в кадках; используются буленгрины (пониженные партерные участки) и вердюгадены (повышенные). Некоторые аллеи перекрываются перголами, увитыми вьющимися растениями. И все эти приемы решаются в органическом художественном единстве.

Назад | Оглавление | Далее