Московские парки

Путеводитель по лесопаркам и заповедникам столицы

Горохов В.А., Лунц Л.Б.

Парки мира

1. Исторический очерк

Садово-парковое искусство нашей эры

У.А. Алимов провел интересное исследование древних садов Самарканда. По его данным, ученые Ибн-Арабшах, автор «Зафар-наме» Шериф ад-Дин Али Езди, султан Бабур в своей книге «Бабур-наме», Алишер Навои, Абдуразак Самарканди в своих произведениях приводят сведения о садах XIV и XV вв. в Самарканде. Автору исследования удалось установить места, где были расположены эти сады, их названия, автора некоторых из них (Шихабуддин Ахмад Зардакаши) и принципы планировки. Сады были двух типов: сады-парки (чарбаги), создаваемые по проекту, они окружались стенами, в них прокладывались аллеи, обсаженные тополями, чинарами и другими красивыми деревьями, в них были также плодовые растения; сады-парки, территории которых представляли собой естественные зеленые массивы, удобные для отдыха и охоты. Такие парки были больших размеров, а планировка свободной. Тогда существовало даже руководство по разбивке сада и посадке в нем растений.

Из других источников известно, что сады в Самарканде создавались «мастерами по разбивке садов». Абу Талыб в сочинении «Мельфузат-и-Амир-Тимур» сообщает о создании в Самарканде дворцового сада «Баг и Шималь» (Северный сад). Планировка его была симметрична по отношению к центральной оси, а рисунки куртин и цветников имели геометрический характер. Сады носили различные названия: «сад, радующий сердце», «сад очарования», «сад откровения», «сад роз», «сад надежд».

Советский историк академик И. Джавахишвили считает, что под влиянием Востока создавались регулярными приемами и сады в Грузии (Грузией, так же как и Азербайджаном, тогда владели арабы). По данным И. Джавахишвили, декоративные сады в Древней Грузии назывались «самотхе» и «цалкоти» (в переводе «приятное место»). В них высаживались декоративные растения, в том числе розы, и плодовые культуры.

Влияние арабского Востока на искусство итальянского Возрождения М.С. Булатов в упомянутом выше труде усматривает и в том, что Леонардо да Винчи в своей книге «Божественные пропорции» ссылается на Авиценну, а комментатор Витрувия Д. Барбаро — на арабского ученого ал-Кинди. Влияние арабского Востока на архитектуру итальянского Возрождения не могло не отразиться на парковом искусстве. Убедительным доказательством арабского влияния в области садово-паркового искусства на мастеров итальянского Возрождения является сопоставление, например, планировки Генералифа (парка, созданного восточными архитекторами) с планировкой целого ряда итальянских вилл. И там и тут применены весьма сходные планировочные приемы.

Как уже указывалось, влияние итальянской садовой архитектуры в XVI и XVII вв. распространяется по всей Европе.

Назад | Оглавление | Далее