Путеводитель по лесопаркам и заповедникам столицы
Горохов В.А., Лунц Л.Б.
Влияние Древнего Востока на садовое искусство Европы. Следует отметить, что во многих трудах европейских ученых, посвященных истории садово-паркового искусства, не раскрывается влияние паркового искусства Древнего Востока на ландшафтное искусство эпохи итальянского Возрождения. А между тем весьма достоверно, что это влияние имело место. Крупный советский ученый М.С. Булатов в своем капитальном исследовании «Геометрическая гармонизация в архитектуре Средней Азии IX—XV вв.» с исчерпывающей убедительностью доказывает, что в период IV—X вв. н.э. в Средней Азии получила широкое развитие архитектурная наука и с этим связано создание изумительных архитектурных произведений, сохранившихся до наших дней. Это был период своего рода Восточного Возрождения. М.С. Булатов пишет: «Определенный пропорциональный строй в соразмерности и соответствии частей и целого, подобие фигур, уравновешенность масс — все это самым теснейшим образом связано с понятием гармонии, разработанной учеными-энциклопедистами Востока — ал-Кинди, ал-Фараби, Авиценной и другими. Эти ученые, в свою очередь, творчески восприняли философские принципы Аристотеля, считавшего, что гармония и пропорции — основа мирового строя … Гармония в архитектуре средних веков — это центрические симметричные композиции, это равновесие, это строгое соподчинение целого и всех элементов».
И эти принципы заложены в памятниках архитектуры Востока. И хотя до нас не дошли произведения садово-паркового искусства того периода (сады и парки не так долговечны, как каменные сооружения), но нет сомнения, что в условиях жаркого климата этого района паркам и садам уделялось большое внимание и их архитектура подчинялась тем же композиционным принципам. Интересны в этом отношении сведения исторической хроники Рашид-ад-Дина о дворцовом комплексе Газан-хана в Уджане, вблизи Тебриза (Азербайджан, 1302). В хронике упоминается о строительстве парка по предварительно разработанному проекту.
Много садов уже в XIV в. было в столице государства Тимуридов — Самарканде. Г.А. Пугаченкова в 1951 г. опубликовала работу о садово-парковом искусстве в эпоху Тимуридов. При дворце Тимура в Самарканде и во многих загородных резиденциях вокруг этого города были созданы прекрасные парки. В их планировке использовались регулярные приемы с организацией основной оси композиции. Широко применялись декоративные водоемы. Уже тогда пользовались рекомендациями научных трактатов, написанных на основе анализа опыта предыдущих времен. Г.А. Пугаченкова приводит содержание трактата Разиль Хереви о планировке и агротехнике при строительстве парков «Наставление о земледелии».
Назад | Оглавление | Далее