Московские парки

Путеводитель по лесопаркам и заповедникам столицы

Горохов В.А., Лунц Л.Б.

Парки мира

1. Исторический очерк

Садово-парковое искусство нашей эры

Садовая архитектура Германии, Франции, Англии и России, несомненно, испытала итальянское влияние. Мы ограничимся примером Вильгельмсхофа (около Касселя), не уступающего по силе лучшим произведениям садового искусства Ренессанса.

Ренессансный парк строится на основе ясных, осязательных, «линейных» границ, каждая планировочная форма определенно очерчена. От эффектов, производимых богатством пространственных комбинаций, не отказываются, но при всех самых богатых перспективных видах это прежде всего четко охарактеризованный пространственный организм, воздействующий определенно выраженной пропорцией, пластически ясной, и, если так можно выразиться, объемно осязаемой формой. Для архитектурно-планировочных работ этого периода характерен фронтальный аспект. Архитектура дворца или виллы — планиметрическая декорация. Глубина в композиции решается следованием «пространственных слоев», в то время как барокко намеренно избегает «плоскостного стиля».

В барокко обработка планировочного пятна (например, вилла Пия, вилла Альдобрандини) значительно сложнее, мотивы начинают переплетаться друг с другом, порядок частей охватить значительно труднее. Свойство линии четко пролагать границы в значительной мере обесценивается, в совокупность планировочных форм начинает проникать движение. Богатство форм и аспектов содействует живописному впечатлению. Архитекторы стремятся к глубинной перспективе, к ракурсности.

Искусство глубинной перспективы никогда не довольствуется чисто фронтальным аспектом, оно всегда побуждает смотреть сбоку. В планировке это достигается тем, что лестницы, играющие значительную роль в создании образа итальянского сада, делают обращенными друг к другу (стремление выйти из «плоскости»); расходящиеся в разные стороны ступеньки заставляют зрителя перемещать пункты наблюдения и создают тем самым возможности читать все новые и новые глубинно-пространственные соотношения. Устанавливается расчет на чередование сменяющихся картин. Посетителю предлагается наслаждаться эффектами получающихся пересечений «новых» конфигураций.

Для итальянских садов характерен ряд деталей. Дворец, площадки, аллеи, лестницы, террасы, посадки, гроты рассматриваются как части одной большой декоративной постройки, организуемой на базе тех или иных композиционных принципов. Нередко эта садовая декорация достигает нескольких ярусов и венчается фасадом дворца или так называемого «театра». Главная перспектива организуется композициями фонтанов, лестниц или широких каскадов. Мощность скульптур и украшений нарастает при подъеме или спуске, стиль скульптурных и архитектурных украшений увязывается с характером зеленых насаждений: так, кариатиды Капраролы кажутся родственными соседним кипарисам, а в Ланте стираются границы между узорами каменных балюстрад и цветочными узорами. Изобилие каменных парапетов и балюстрад — примечательная особенность итальянского садового искусства. Вода виртуозно используется в соединении с фактурой зелени. Спокойная гладь водоемов удивительно контрастирует с бурными каскадами, доставляющими воду. Фонтаны несложны по форме; при расположении на открытых площадках, образованных секторными вырезками сходящихся баскетов, они трактуются в соединении с широким бассейном и высокой скульптурной группой в центре. В боскетной же зелени фонтаны устраивают чаще в нишах. Широко применяется и используется скульптура.

Назад | Оглавление | Далее