Московские парки

Путеводитель по лесопаркам и заповедникам столицы

Горохов В.А., Лунц Л.Б.

Парки мира

1. Исторический очерк

Садово-парковое искусство нашей эры

Склоны Албанских гор интересны не только прекрасными виллами Фраскати, но и своими естественными зелеными массивами с их вековой культурой каштановых, дубовых и вязовых рощ. Из вилл Фраскати и ее окрестностей необходимо отметить виллу Фальконьери с ее известным «зеркалом кипарисов» (начата в XV в., переделана в XVII в. архит. Борромини); виллу Мондрагоня (архит. Доменико Фонтана) с прекрасной полукруглой декоративной стеной «театра» и террасой, оформленной монументальным фонтаном с чашей, поддерживаемой четырьмя каменными драконами; виллу Альдобрандини или Бельведере (архит. Дж. Делла Порта, 1598—1603) с хорошо увязываемыми в общую картину каскадами, аллеями и декоративным фасадом дворца; виллу Торлония с величественной по своей простоте извивающейся лестницей и каскадом. В этих лучших образцах садовой архитектуры на редкость удачно используется красота самой местности, деликатно выделенные террасы сохраняют всю свою прелесть пологих склонов.

Вилла Альдобрандини. План, Италия. 1 — вход; 2 — центральная аллея; 3 — вилла; 4 — терраса; 5 — партер; 6 — подпорная стена; 7 — каскад; 8 — верхняя терраса; 9 — лесопарковая часть
Villa Aldobrandini. The plan

Среди архитекторов того времени необходимо особо выделить Палладио, обслуживающего исключительно земельную знать Венеции и Виченцы и создавшего свой тип величественной виллы, совершенно подавлявшей сад.

Вилла Торлония. План, Италия 1 — вход; 2 — здание виллы; 3 — лестница; 4 — партер; 5 — каскад; 6 — фонтан
Villa Torlonia. The plan

В XVII в. дворянско-буржуазная олигархия окончательно утверждается. Классовым гегемоном становится крупная земельная аристократия, группирующаяся вокруг папского престола. От архитектора требуется теперь предельная пышность и усложненность форм. Границы садового искусства расширяются. Здание перестает выступать изолированно и замкнуто, как в раннем Ренессансе, оно «вбирает» в себя окружающий ландшафт, получающий вместе с ним единое архитектурное оформление. В организации садов акцент падает на сооружение эффектного фасада дворца и роскошных, грандиозных цветников. Из-за местных условий (плоский рельеф) планировка отходит от террасообразных решений.

Для барокко характерна вилла Медичи на Пинчио — так называемая вилла Пинчиана (1550, архит. Аннибал Липпи), по стилю имеющая много общего с произведениями Пирро Лигорио, в частности с виллой Пия в Ватиканских садах.

Вилла Челимонтана или Маттен (по проекту Дж. дель Дука) с колоссальным амфитеатром, простирающаяся от Челийского холма до Форума и Палатина, несколько выпадает из привычной для того времени композиционной темы своей территориальной дифференциацией тихого, индивидуального и активного массового отдыха.

Самым характерным садом XVII—XVIII вв. можно считать Квиринал (1600) архит. Карло Мадерна, сады которого сознательно устраиваются без учета топографии местности, причем на искусственно выровненной почве раскидывается несколько десятков квадратных боскетов. Интересна вилла Людовици своим эффектным повторением мотива садов Колона и значительным парком. Дворец, расположенный ниже сада, соединяется с ним широкой террасой и своеобразной, сильно раскинутой песчаной площадкой с фонтаном. Считают, что Ленотр вдохновился этой виллой при создании водяного партера Версаля. Разросшиеся былые боскеты виллы Боргезе (1608) воспринимаются теперь как грандиозный зеленый грот, примечательный своими фонтанами по типу флорентийских.

В виллах Маттен, Людовици, Негрони к первоначальному принципу расположения боскетов квадратами, а главных украшений — по главной оси сада прибавляется радиальное расположение аллей.

Не дошедшая до нас вилла Саккети (архит. Пиетро да Кортона) с ее центральной нишей была рассчитана на максимальный декоративный эффект. В ее планировке совсем исчезают отзвуки прежних полукрепостных планов.

Вилла Альбани. План, Италия 1 — здание виллы; 2 — партер с фонтаном; 3 — кофейный павильон; 4 — верхняя терраса; 5 — нижняя терраса; 6 — парк
Villa Albani. The plan

В вилле Памфили (Аврелиева дорога, 1664) чувствуется характерное для барокко изобилие средств по сравнению с замыслом. Самая поздняя из вилл Рима — Альбани (1746) обращает на себя внимание объединением всех мотивов, примененных в предыдущих решениях (исключение составляют каскады, так как рельеф ее плоский), а также и тем, что античные мраморы подбираются для нее Винкельманом.

Целый ряд вилл Южной и Средней Италии мы в нашем обзоре опустим, но укажем лишь, что среди них есть прекрасные образцы садово-паркового искусства, например вилла Гарцони, расположенная в горах Пешии, состоящая из одной колоссальной декорации. Чем дальше на север, тем более виллы приобретают флорентийский тип: тем больше стремление к уширению плоскостей и тем меньше архитектурного единства. Исчезают сложные каскады, широкие витые лестницы, гораздо меньше, чем на юге, фонтанов, но зато на севере гораздо больше заботятся о растениях, в том числе привезенных из тропических стран.

Вилла Гарцони. План, Италия 1 — вход; 2 — партер; 3 — фонтаны; 4 — терраса; 5 — каскад
Villa Garzoni. The plan

Назад | Оглавление | Далее